Отдыхаем в Италии
Поиск по сайту

Морское путешествие по сайменскому каналу, круиз в финляндию. Сайма (5)

на т/х «M/S Carelia»

Возможные даты тура:

Программа тура

7:30 посадка на автобус в Санкт-Петербурге (гостиница «Октябрьская», Лиговский пр. д.10). 8:00 переезд в г. Выборг. 10:00 прибытие в г. Выборг, где находится единственный в России средневековый остров-замок постройки XII века. 10:30 поздний завтрак. 11:30 обзорная экскурсия по городу с посещением природно-ландшафтного парка Монрепо и Выборгского замка, где Вы посмотрите игрища викингов, рыцарский турнир и отведаете хмельной грог. 16:00 начало регистрации на теплоход «M/S Carelia» на пристани Выборгского замка. На борту теплохода Вас встретит финский экипаж во главе с капитаном. 17:00 отправление теплохода в Лаппеенранту. Вы совершите увлекательное путешествие по Сайменскому каналу (5 часов), во время которого увидите завораживающие пейзажи карельского перешейка, скальные ландшафты и уникальные шлюзные сооружения. На теплоходе к Вашим услугам: ужин (шведский стол) финских кулинаров, бар, магазин беспошлинной торговли «Duty free» и развлекательная программа. 21:30 ориентировочное прибытие в Лаппеенранту. Размещение в уютных номерах гостиницы 3*. В отеле есть бар, ресторан. Свободное время.

8:00 завтрак в отеле (шведский стол). 10:00 обзорная экскурсия по г.Лаппеенранта с посещением крепости «Лаппеенранта». Свободное время для посещения магазинов и супермаркетов. 13:00 отправление в г.Иматра. 13:30 обзорная по г.Иматра, в ходе которой Вы увидите замок-отель «Иматран Валтионхотелли» и знаменитый коронный парк. 14:30 Посещение аквапарка «Сказочный лес» (за доп. плату). 19:00 Знакомство с известнейшим водопадом на порогах Иматранкоски под волшебную музыку Яна Сибелиуса. Это зрелище, действительно, достойное королей! 19:30 отправление автобуса в Санкт-Петербург. 23:45 ориентировочное прибытие в Санкт-Петербург.

Стоимость тура на человека:

В стоимость тура включено:

  • Экскурсионное обслуживание
  • Завтрак в первый день
  • Ужин на теплоходе
  • Размещение в отелях выбранной категории с завтраком (шведский стол)

Дополнительно оплачивается:

  • Входной билет в аквапарк

Морское путешествие по Сайменскому каналу с посещением 4-х городов!!!

СПб - Выборг - Лаппеенранта - Иматра - Савонлинна - СПб

Возможные даты тура:

Программа тура:

7:30 посадка на автобус в Санкт-Петербурге (гостиница «Октябрьская», Лиговский пр. д.10). 8:00 переезд в г. Выборг. 10:00 прибытие в г. Выборг, где находится единственный в России средневековый остров-замок постройки XII века. 10:30 поздний завтрак. 11:30 обзорная экскурсия по городу с посещением природно-ландшафтного парка Монрепо и Выборгского замка, где Вы посмотрите игрища викингов, рыцарский турнир и отведаете хмельной грог. 16:00 начало регистрации на теплоход «M/S Carelia» на пристани Выборгского замка. На борту теплохода Вас встретит финский экипаж во главе с капитаном. 17:00 отправление теплохода в Лаппеенранту. Вы совершите увлекательное путешествие по Сайменскому каналу (5 часов), во время которого увидите завораживающие пейзажи карельского перешейка, скальные ландшафты и уникальные шлюзные сооружения. На теплоходе к Вашим услугам: ужин (шведский стол) финских кулинаров, бар, магазин беспошлинной торговли «Duty free» и развлекательная программа. 21:30 ориентировочное прибытие в Лаппеенранту. Переезд в г.Иматра. Размещение в номерах гостиницы 3 *. Свободное время.

8:00 завтрак в отеле (шведский стол). Обзорная экскурсия по г.Лаппеенранта с посещением крепости «Лаппеенранта». Свободное время для посещения магазинов и супермаркетов.Отправление в г.Иматра. Обед за доп.плату.Обзорная по г.Иматра, в ходе которой Вы увидите замок-отель «Иматран Валтионхотелли» и знаменитый коронный парк. Посещение магазинов и супермаркетов. Свободное время. Посещение аквапарка «Сказочный лес» (ориентировочное время пребывания в аквапарке 2,5 часа). 19:00 Знакомство с известнейшим водопадом на порогах Иматранкоски под волшебную музыку Яна Сибелиуса. Это зрелище, действительно, достойное королей! 19:30 Отправление в отель. Свободное время в отеле.

8:00< завтрак в отеле (шведский стол). 9:00 отправление в г.Савонлинна. 11:00 прибытие в г. Савонлинна. Экскурсия по городу Савонлинна - одному из самых популярных туристских мест Финляндии с посещением величественной крепости Олавинлинна. Крепость и два ее музея (музей истории крепости и православный музей) открыты круглый год. Олавинлинна - наиболее хорошо сохранившееся военное укрепление на севере Европы. Свободное время для прогулки по центру города, по всевозможным маленьким магазинам и небольшим бутикам улицы Линнанкату и многочисленным магазинчикам «Кирпутори». В центре города также есть несколько универмагов, где продаются, в частности высококачественные текстильные изделия и керамика. 15:00 отправление в Санкт-Петербург на автобусе. 23:00 - Ориентировочное прибытие в Санкт-Петербург.

Стоимость тура на человека:

Дополнительно оплачивается:

  • Консульский сбор + страховка 43 евро
  • Входной билет в аквапарк
  • Входной билет в крепость Олавинлинна - взрослый - 5евро, дети- 2,5евро

В стоимость тура включено:

  • Автобусное и теплоходное обслуживание
  • Экскурсионное обслуживание
  • Завтрак в первый день
  • Входные билеты в Выборгский замок и парк
  • Ужин на теплоходе
  • Размещение в отеле с завтраками (шведский стол)

Эксклюзивное морское путешествие по Сайменскому каналу

На т/х «M/S Carelia»

по маршруту СПб - Выборг - Лаппеенранта - Иматра - СПб

Обратно домой из Финляндии в Россию по Сайменскому каналу на теплоходе!!!

Возможные даты тура:

Программа тура:

7:30 посадка на автобус в Санкт-Петербурге (гостиница «Октябрьская», Лиговский пр. д.10). 8:00 переезд в г. Выборг. 10:00 прибытие в г.Выборг, небольшая остановка. 10:30 отправление в г. Лаппеенранта. 12:00 ориентировочное прибытие в г. Лаппеенранта. Обзорная экскурсия по г.Лаппеенранта с посещением крепости «Лаппеенранта». Свободное время для посещения магазинов и супермаркетов. Переезд в г.Иматра. Размещение в уютных номерах гостиницы 3* в г. Иматра. Посещение аквапарка «Сказочный лес» (ориентировочное пребывание в аквапарке 3 часа) 19:00 знакомство с известнейшим водопадом на порогах Иматранкоски под волшебную музыку Яна Сибелиуса. Это зрелище, действительно, достойное королей! 20:00 переезд в отель. Свободное время в отеле.

6:00 завтрак в отеле (шведский стол). 6:45 отправление автобуса в морской порт г.Лаппеенранты. 7:30 начало регистрации на теплоход «M/S Carelia». На борту теплохода Вас встретит финский экипаж во главе с капитаном. 08:00 отправление теплохода в Выборг. Вы совершите увлекательное путешествие по Сайменскому каналу (5 часов), во время которого увидите завораживающие пейзажи карельского перешейка, скальные ландшафты и уникальные шлюзные сооружения. На теплоходе к Вашим услугам: обед (шведский стол) финских кулинаров, бар и магазин беспошлинной торговли «Duty free». 14:30 ориентировочное прибытие корабля в порт г.Выборга. Посадка на комфортабельный автобус, отправление в г. Санкт-Петербург. 18:00 ориентировочное прибытие в г.Санкт-Петербург.

Стоимость тура на человека:

В стоимость тура включено:

  • Автобусное и теплоходное обслуживание
  • Размещение в отеле с завтраком (шведский стол)
  • Обед на теплоходе

Дополнительно оплачивается:

  • Консульский сбор + страховка 42 евро
  • Входной билет в аквапарк

Слушать тишину, вдыхать пропитанный еловым и сосновым ароматом воздух, следить за отражением облаков, плывущим по тихой воде, и участвовать в традиционных финских развлечениях – все это подарит вам короткое, но чрезвычайно насыщенное путешествие по Сайменскому каналу.

Путешествие по Сайменской системе

Полу-тысячелетняя история

Возраст Сайменского канала, соединяющего Выборгский залив с озером Сайма , насчитывает чуть более 150 лет. Но попытки его создания начались почти пол-тысячи лет назад. Впервые об этом задумался еще в 1499 году Эрик Туресcон Бьелке, комендант крепостей Выборг и Оланвилинна . Дело было в том, что Сайменская озёрная система была связана с Ладожским озером и Финским заливом только бурными и узкими порожистыми реками. Они отлично подходили для рыбной ловли, но, увы, совсем не годились на транспортировки грузов. Чтобы привезти жителями Суоми соль, спички и продукты из Швеции, нужно было 50 верст тащить корабли волоком по земле. Это не только затрудняло торговое сообщение, но и существенно повышало цены на товары. Эрик Туресcон Бьелке с энтузиазмом принялся за создание канала, начертил план работ, нанял рабочих… К сожалению, результатом усилий стал лишь ров длиной 118 метров и шириной 5,3 метра. После этого работы пришлось остановить − стало ясно, что рытье канала займет слишком много времени и обойдется слишком дорого. После этого попытки соединить озеро Сайма с Финским заливом или Ладожским озером предпринимались множество раз, но успеха не имели. Все изменилось в начале XIX века. К тому моменту Финляндия стала частью Российской империи, а технологии строительства ушли далеко вперед. В 1826 году финны отправили депутацию крестьян к Николаю I с просьбой наконец соединить водной дорогой озеро Сайма и Финский залив. Император одобрил идею, но, увы, нужной для строительства суммы в казне в тот момент не нашлось. Работы по созданию канала начались лишь в 1845 году и продлились около 11 лет. На этот проект ушла астрономическая по тем временам сумма – 12 миллионов серебряных марок – но благодаря высокой эффективности канала затраты окупились всего за 25 лет. Сейчас общая протяжённость Сайменского канала составляет 57,3 км, из которых Финляндии принадлежат 23,3 км, а России − 34 км. Суоми арендует еще 19,3 км канала. Стоимость аренды составляет 1,22 миллиона евро в год плюс 18 евроцентов за каждую валовую единицу вместимости судов.Сейчас по каналу ежегодно проходят около 11,5 кораблей, которые перевозят 4,6 млн. тонн грузов.

5 часов тишины

Несмотря на громкое название «круиз», путешествие по Сайменскому каналу от Выборга до Лаппеенранты длится всего 5 часов. Но не спешите разочаровываться − за это время можно увидеть очень многое.

Шлюзы – специальные устройства, позволяющие судам преодолеть большой перепад воды − один из самых интересных моментов путешествия по каналу. Всего их придется преодолеть восемь: пять на российской стороне, и три – по другую сторону границы. Обязательно выйдете на палубу, чтобы полюбоваться быстротой и точностью работы шлюзов. На Сайменском канале, в отличие от круизов по судоходным российским рекам, кораблик не останавливается перед воротами шлюза в ожидании, когда они распахнутся. Здесь шлюзы автоматически открываются при приближении судна, подобно дверям в супермаркете. На то, чтобы заполнить шлюз водой и поднять кораблик на 10 метров уходит все насколько минут. Всего за время путешествия по Сайменскому каналу судно поднимаются на целых 80 метров.

По берегу Сайменского канала проходит дорога Выборг - Брусничное - Нуйяма - Лаппеенранта, по которой опытные путешественники наверняка много раз ездили в Финляндию. Плывя на кораблике, довольно любопытно взглянуть на эту дорогу с воды.

Рядом с четвёртым по счету (если ехать из России в Финляндию)шлюзом под названием «Илистое» (финское имя − Lietjärvi) расположено старое русло канала, которое использовалось до реконструкции 1960-х годов. Сейчас оно сохраняется в рабочем состоянии для тех случаев, когда необходим экстренный водосброс воды из канала.

После шлюза под названием Пялли кораблик выходит в открытое озеро Нуйяманйярви. Здесь хорошо смотреть на синюю водную гладь с небольшими гребешками волн и летающих над дней чаек. Также озеро интересно тем,что именно по нему проходит официальная граница России и Финляндии.

Поле последнего шлюза Mälkiä корабль входит в знаменитое озеро Сайма – крупнейшую и красивейшую водную систему Финляндии, великолепными видами которой можно любоваться бесконечно.

Материал по теме

Озерный край

Финляндия известна во всем мире как «страна тысячи озер», хотя на самом деле в этом удивительном крае их насчитывается 187 888 тысяч. Озера сетью раскинуты по территории страны, однако есть в Суоми регион, где их особенно много.

7 важных правил путешествия по Сайменскому каналу

Чтобы поездка по Сайменскому каналу не доставила никаких проблем, а доставила массу удовольствия, не лишним будет запомнить несколько простых правил:

Не стоит ожидать от этой поездки таких же живописных пейзажей, как от круиза, например, по Волге. Канал создавался прежде всего для перевозки грузов, так что здесь не будет разноцветных деревушек с золотыми церковными куполами и живописных лодочек, пришвартованных к крутым берегам. Зато, путешествуя по Сайменскому каналу, можно наслаждаться видами густых еловых лесов по берегам и бескрайним небом, отражающимся в тихой воде.

Не ждите от круиза крутых поворотов и виражей. Кораблик движется со скоростью чуть больше 10 километров (57 км длины Сайменского канала он проходит примерно за 5 часов). Зато такое неторопливое плавание как нельзя лучше подходит по характеру не любящим спешку финнам, так что обычно на корабле их можно увидеть великое множество.

Не забывайте о пограничном контроле, который ждет вас по прибытии в Лаппеенранту . Как ни странно, сотрудники таможни здесь часто более придирчивы, чем на «земных» пропускных пунктах.Сумки и чемоданы проверяют довольно часто, безжалостно изымая запущенные к ввозу Финляндию молочные и мясные продукты,

На пассажирских судах, курсирующих по Сайменскому каналу из России в Финляндию, работают магазины в Duty Free . Цены на алкоголь и косметику здесь в несколько раз выше, чем в приграничных магазинах Duty Free, но ниже, чем в Финляндии.Не забудьте, что алкоголь запрещено провозить, если вы въезжаете в Суоми менее, чем на 72 часа.

Путешествия хороши во все времена года, но по Сайменскому каналу лучше всего прокатится именно летом. Делов том, что любоваться красотой канала лучше с открытой верхней палубы, поскольку внутренние помещения на корабликах достаточно тесные и не обеспечивают хорошего обзора. А в ветренную финскую осень или весну выдержать дольше 15-20 минут на открытой палубе практически невозможно.

На кораблике, курсирующем о Сайменскому каналу, предлагается ужин по системе«шведский стол» стоимостью 19 евро. На первый взгляд это дорого, но учтите, что за пару сэндвичей и мороженое в буфете корабля придется отдать примерно столько же. В то время как в цену шведского стола входят салат-бар, несколько горячих блюд с гарнирами и кофе. Кроме того, в ресторанчике на корабле обычно устраивают караоке. И песни обычно звучат здесь на финском языке, понаблюдать, как поют хором жители Суоми, очень любопытно.

Если вы окажетесь на корабле в сумерки, не забудьте полюбоваться эффектным отражением береговых фонарей в темной воду канала.

Как добраться?

Отправиться в путешествие о Сайменскому каналу можно двумя способами − с турфирмой или самостоятельно.

  • С турфирмой. Обычно турфирма предлагает двухдневную поездку с ночёвкой в Лаппеенранте. Стоимость такого тура составляет 200-250 евро на человека.
  • Самостоятельно. Можно самому купить билеты на кораблик, курсирующий межу Выборгом и Лапеенрантой. Сделать это можно петербургском офисе компании Saimaan Matka verkko Oy или на сайте www.saimaacruises.fi .Стоимость поездки составит около 50 евро на человека в один конец.

В России построено несколько каналов, о которых мы знаем из школьной программы. Но мало кому известен Сайменский канал, соединивший Балтийское море с озером Сайма в Финляндии. А между тем, это единственный в России искусственный водный путь, связывающий Россию с другим государством.

Фактически, Сайма – это не одно озеро, а водное пространство, состоящее из 187 888 озер.

Построенный в XIX веке водный путь имел 28 шлюзов, его протяженность составляла 57,3 км, причем, 31 км были прорыты, остальная часть канала проходила по озерам. Сайменский канал значительно сократил торговый путь между Карелией и Саволаксом и поэтому имел большое значение для экономического развития этих территорий.

Саволакс – так называлась провинция Саво, когда Финляндия входила в состав Швеции .

Круизы по Сайменскому каналу (Выборг - Лаппеенранта)

В основном канал используется для грузовых перевозок, но в летний период по нему также ходят круизные суда.

Можно отправиться в короткое путешествие и осмотреть канал за пять часов. Кроме того, туристические фирмы организуют круизы продолжительностью один или два дня, включающие обзорные экскурсии по Выборгу и Лаппеэнранте.

Стоимость проезда по маршруту Выборг - Лаппеенранта и Лаппеенранта - Выборг составляет 60-70 евро (в одну сторону). Стоянка корабля, отправляющегося в круиз по Сайменскому каналу, находится около Выборгского замка (на другом берегу протоки).

Ориентировочная стоимость круиза на одного человека с учетом проезда на автобусе из Санкт-Петербурга до Выборга и обратно составляет:

  • На один день – от 119 евро
  • На два дня - от 200 евро.

Карта Сайменского канала

Сайменский канал - описание

В настоящее время Сайменский канал имеет 8 шлюзов, длина сооружения составляет 42,9 км, из них 19,6 км проходит по России и 23,3 км – по территории Финляндии. Ширина водного пути – от 34 до 55 метров.

Сайменский канал доступен для плавания речных, озерных и морских судов, период навигации составляет в среднем девять месяцев. Максимальные габариты судов: длина - 82 метра, ширина - 12,2 м, осадка - 4,35 м, высота - 24,5 м.

На территории Финляндии находится три шлюза, на территории России – пять, а самый большой из них – Малкия, это первый шлюз со стороны Финляндии. Высота подъема в этом шлюзе – 12,4 м, а самый маленький шлюз – Цветочный, здесь перепад высот 5,5 метров. Как правило, шлюзование в каждом из шлюзов занимает не более 10 минут.

Вместе с тем, для тех, кто прошел на теплоходе по Волго-Балтийскому каналу , шлюзы Сайменского канала не произведут большого впечатления. Для сравнения – шлюз №6 Пахомовского гидроузла - самый высоконапорный и глубокий шлюз Волго-Балта, высота его подъема составляет 20 метров.

Сайменский канал - строительство

Мысль соединить Выборгский залив и озеро Сайма впервые пришла губернатору Выборга Эрику Туресону Бьелке. По его инициативе в начале XVI века был прорыт так называемый Старый канал длиной 118 метров и шириной 5,3 метра. Примерно через 100 лет была предпринята вторая безуспешная попытка соединить залив с озером.

Уровень Финского залива на 76 метров ниже уровня озера Сайма и, чтобы соединить их, необходимо было построить шлюзы. Однако, в то время технических возможностей для их сооружения не было, а без них канал мог превратиться в реку с порогами и быстрым течением.

Очередные проекты были предложены при Екатерине II и Николае I, но каждый раз на реализацию идеи не хватало средств. И наконец в 1835 году, когда губернатором Великого Финляндского княжества был Александр Меншиков, начались изыскания по строительству. Проект был одобрен Николаем I и в 1845 году начались строительные работы.

Сайменский канал был построен в сентябре 1856 года, когда российским государством правил Александр II. В память о двух императорах, поддержавших грандиозное, по тем временам, строительство, имена Николая I и Александра II выбиты на гранитных плитах на финском и русском языках. О важности построенного Сайменского канала говорит тот факт, что перед началом Первой Мировой войны за период навигации по нему проходило 13 тысяч судов, перевозивших 700 тысяч грузов.

Вместе с тем, возможности водного пути были ограничены - по нему могли пройти суда только небольших размеров. Но начинать новую стройку в то время было невозможно из-за отсутствия средств и нестабильности, как в экономике, так и в политике.

После Второй Мировой войны канал оказался разделенным на две части, принадлежащих СССР и Финляндии. В середине 50-х годов, когда экономика Финляндии стала восстанавливаться, для дальнейшего развития ее юго-восточной части потребовался удобный выход к морю. Чтобы использовать для этой цели Сайменский канал, необходимо было отстроить его заново.

В 1962 году было подписано соглашение, в соответствии с которым часть Сайменского канала, расположенная на территории СССР, вместе с прилегающей территорией передавалась на 50 лет в аренду Финляндии. С 1963 по 1968 год прошла реконструкция канала, в результате которой возможности сооружения, в том числе и шлюзовых камер, были значительно увеличены.

В 2011 году подписан новый договор, согласно которому в последующие 50 лет Сайменский канал, как единый комплекс, будет также находиться под управлением Финляндской республики.

Сайменский канал очень красив – он проходит через скалы и озера, над ним перекинуты мосты, некоторые из них разводятся. С борта теплохода открываются великолепные пейзажи. Круиз по каналу часто совмещают с осмотром достопримечательностей Выборга . Также эти места популярны у рыбаков, здесь водятся щука и окунь, озерный лосось и налим, семга и форель.

Лаппеенранта - Сайменский канал - Выборг

Вдоль изумрудных берегов…

2 дня/1 ночь

05-06.07, 19-20.07, 09-10.08, 24-25.08.2019

ПРОГРАММА:

1 день. 07.00. отправление из Санкт-Петербурга, ул. 2 Советская. Прибытие в Лаппеенранту . Экскурсия по городу с посещением крепости, а также самого большого в Финляндии песчаного замка (с начала июня по начало сентября).
Лаппеенранта получила права города в 1649 г. от шведской королевы Кристины. В 1721 г. для охраны шведской границы здесь был размещен военный гарнизон и начато строительство крепостных сооружений. Недостроенная крепость была захвачена русскими в сражении 23 августа 1741 г. и отошла к России по мирному договору 1743 г., на 70 лет раньше, чем была завоевана вся Финляндия. Дочь Петра Великого императрица Елизавета приказала отлить медаль в честь этого события. Позже Густав III произвел попытку вернуть потерянные земли, но она не увенчалась успехом. Не завершенная шведами крепость была достроена русскими. Возведением мощной цепи оборонительных сооружений в юго-восточной части Финляндии руководил А. В. Суворов
Размещение в гостинице. Свободное время. Отдых.

2 день. Завтрак в отеле. Освобождение номеров. 07.45. отправление теплохода m/s Carelia в круиз по Сайменскому каналу . Протяженность Сайменского канала, соединяющего Финский залив с озером Сайма, составляет 43 км. Наш маршрут будет пролегать через 8 шлюзов, 3 из которых находятся на территории Финляндии и 5 на территории России. Перепад высот между шлюзами колеблется от 5,5 до 12,7 м. Во время круиза вы насладитесь великолепными видами уникальных ландшафтов озерного края, послушаете увлекательный рассказ гида об истории Сайменского канала, сможете отведать изысканные блюда в ресторане теплохода, а также совершить выгодные покупки в магазине беспошлинной торговли.
13.15 прибытие в Выборг. Экскурсия по городу. Вы увидите памятники архитектуры, построенные в стиле модерн, посетите Выборгский замок и подниметесь на смотровую площадку башни св. Олафа. Также во время экскурсии вы посетите уникальный скально-пейзажный парк Монрепо. Отъезд в Санкт-Петербург. Прибытие около 21.00.

Стоимость тура за чел. в евро. гарантированные номера

Ребенку до 15 лет при разм-и на основном месте в номере с 1 взрослым - скидка 20 евро

В стоимость входит
- транспортное и экскурсионное обслуживание,
- круиз на теплоходе и портовые сборы,
- размещение 1 ночь в отеле в Лаппеенранте с завтраком

За дополнительную плату
- виза и страховка 70 евро,
- обед на теплоходе 22/10 евро взр/реб 2-15 лет (оплата в офисе. На борту дороже на 2 евро).

Уважаемые агенты!
Размер комиссионного вознаграждения смотрите в программе тура, скачав файл word в правом верхнем углу страницы.

Данные на клиентов просим предоставлять в виде:
Для туров по России:
Фамилия, имя, отчество,
дата рождения,
номер российского паспорта
Для туров заграницу:
Фамилия, имя, отчество на русском,
фамилия и имя согласно загранпаспорта,
номер и дата окончания загранпаспорта,
дата рождения

Совершив первую поездку из Санкт-Петербурга в Финляндию, обратили внимание на то, что значительная часть автомобильной трассы проходит вдоль искусственного канала. Заинтересовались, полезли в книжки и Интернет. Выяснили, что уже со второй половины XIX века финское озеро Сайма и Выборгский залив Балтийского моря связывает судоходный Сайменский канал общей протяженностью без малого 60 км. Естественно, возникло желание «познакомиться» с этим гидротехническим сооружением поближе.

Как добраться до Сайменского канала?

Экскурсии по Сайменскому каналу организуют теплоходами как из Выборга, так и из финского городка Лаппенранта. Переход занимает пять с половиной часов. Из-за ограниченности во времени мы выбрали другой вариант: автобусная экскурсия в Финляндию с двухчасовой прогулкой на теплоходе по каналу за первый шлюз.

Начало поездки не сулило безмятежного отдыха – от самого Питера до границы дождь струйками разбегался по автобусным стеклам. Однако, к нашему прибытию на причал Лаппенранты солнце почувствовало себя смелее. Зонты были спрятаны.

Погрузка на теплоходик прошла энергично, и вот мы уже отчаливаем. По правому борту – причалы для стоянки яхт и катеров. Их количеству может позавидовать иной южный курорт!

Через несколько минут мы уже выходим из бухточки на просторы озера Сайма.

Берега начинают сближаться, мы входим в канал. Глядя на эти аккуратные откосы, выложенные гранитными плитками, ухоженные газоны, трудно себе представить весь титанический объем грубой, черновой работы, предшествовавшей сегодняшнему порядку.

Больше 36 км гранита пришлось расколоть, взорвать, распилить, выгрызть, чтобы создать искусственное русло глубиной чуть больше 5 метров и шириной 30-34 метра.

Еще 23 км канала – это природные реки и озера.

В двух километрах от начала канала находится первый из восьми шлюзов – Мялкия. Конструкция всех шлюзов одинакова. Верхние ворота – подъемно-опускные, нижние – распашные. Ширина камеры – 12,5 м, длина – 85 м.

Различаются шлюзы только высотой перепада воды. Мялкия – самый впечатляющий лифт, поднимающий (опускающий) суда на 12,4 м.

Вдумайтесь: уровень Сайменской озерной системы почти на 80 м выше уровня воды в Выборгском заливе! На всем протяжении канала построено 8 шлюзов, которые обеспечивают судоходство.

Мысли о соединении Сайменской озерной системы с Балтийским морем искусственным каналом издавна не давали покоя правителям здешних мест. Но несовершенство техники и технологий, а главное - отсутствие достаточного финансирования препятствовали реализации смелых планов. Только российский самодержец Николай I, осознавая необходимость обустройства территорий, вошедших в состав империи после русско-шведской войны, принял решение о строительстве канала. Земляные работы начались в 1845 году. Торжественное открытие канала состоялось уже при императоре Александре II, в 1856 году.

А через 5 лет добрая половина экспорта финского леса шла через канал, восточная Финляндия оказалась более доступной для путешественников, среди состоятельных петербуржцев стало модным строить дачи на живописных берегах канала.

Интенсивная эксплуатация канала осуществлялась вплоть до войны 1939 года между СССР и Финляндией. После завершения войны канал оказался разделенным между двумя государствами. Только в 1962 году (!) было подписано соглашение, по которому Финляндии передавался в аренду на 50 лет сам канал и прилегающие территории. Сразу же, с 1963 по 1968 годы была проведена реконструкция шлюзов для прохода более крупных судов. Вместо первоначальных 15-ти шлюзов было построено 8, с одновременной разработкой нового, более широкого русла.

Тем временем, теплоход вышел из шлюза и на ближайшем широком месте развернулся в обратный путь. Оставив справа по борту ворота старого шлюза, мы входим в камеру современного Мялкия.

Каких-то десять минут бурлящей воды вокруг – и мы на верхнем «этаже» канала.

Северный август словно позволил рассмотреть устройство канала, шлюза и снова нагнал на нас дождевые тучи.

Впереди показался фонтан, устроенный посреди бухты, - путешествие подходит к концу.

Мы еще раз вернулись к шлюзу Мялкия, чтобы увидеть всю картинку с берега. Чтобы увидеть заросшее камышом старое русло.

Чтобы увидеть новое русло.

Чтобы увидеть российские яхты, возвращающиеся в родной порт.

Возвращающиеся по водному пути, который сами фины признают заслугой России и российских императоров.