Отдыхаем в Италии
Поиск по сайту

Перспективы развития туристической сферы крыма. Стратегия развития туризма в крыму

Программа публикуется с сокращениями (обозначены …..), в целях научно-исследовательской и методической работы профессорско-преподавательского состава вузов, и учебной работы студентов. Полный текст опубликован в формате pdf на официальном сайте Министерства курортов и туризма Республики Крым mtur.rk.gov.ru

Приложение
к постановлению Совета
министров Республики Крым
от «09» декабря 2014 года № 501
(в редакции постановления Совета
министров Республики Крым
от «29» июня 2015 года № 358)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КУРОРТОВ И ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ НА 2015-2017 ГОДЫ

  1. Паспорт программы

…………

Источники финансирования Госпрограммы: средства бюджета Республики Крым, средства федерального бюджета в объемах, определенных Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»

Общий объем финансирования Госпрограммы (тыс. руб.)

На 2015 — 2017 год 8 243 110,0

Федеральный бюджет 8 105 400,0

бюджет РК 137 550,0

местные бюджеты 160,0

внебюджетные средства не предусмотрены.

Ожидаемые результаты реализации Госпрограммы

Обеспечение комплексного устойчивого развития доступной и комфортной туристской среды:

  • обеспечение развития курортов и лечебно- оздоровительных местностей с осуществлением охраны и рационального использования имеющихся природных лечебных ресурсов, обустройства мест массового отдыха населения;
  • обеспечение инновационного развития курортно- туристской сферы Республики Крым на основе государственно-частного партнерства;
  • модернизация (реконструкция) имеющегося потенциала туристской индустрии Республики Крым;
  • разработка концепций развития и соответствующего инвестиционного портфеля развития туристских дестинаций Республики Крым;
  • диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка;
  • расширение рамок активного периода туристского сезона, увеличение объемов реализации крымского туристского продукта;
  • создание единой информационной базы туристской сети Крыма (в том числе маршрутной);
  • разработка туристских продуктов, ориентированных на потребности современного туриста;
  • повышение качества туристских услуг, эффективности деятельности крымских субъектов туристской индустрии;
  • формирование современной, конкурентоспособной, прозрачной структуры туристского бизнеса;
  • создание новой системы методического кадрового обеспечения туристской отрасли, отвечающей запросу современного крымского туриста;
  • приведение профессиональной подготовки государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Республики Крым структурных подразделений, ответственных за развитие сферы курортов и туризма, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Крым;
  • приведение качества обслуживания в соответствие с международными стандартами;
  • продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках;
  • развитие видов туризма, направленных на обеспечение круглогодичности туристского сезона, в том числе лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, событийного, активного, делового и социального;
  • формирование узнаваемого туристского бренда Республики Крым и его продвижение;
  • разработка научных бизнес-концепций, описывающих механизмы развития курортно-туристской сферы, повышение продуктивности и эффективности туристского бизнеса.

2 . Текущее состояние и перспективы развития курортно туристской сферы Республики Крым

Республика Крым – уникальный регион Российской Федерации, в котором соединен мощный природно-климатический и историко-культурный потенциал, являющийся основой для развития курортно-туристской сферы.

Выгодное географическое положение полуострова, разнообразный ландшафт, благоприятный климат, природные богатства (Черное и Азовское моря, водные, лесные ресурсы), богатое историко-культурное наследие (общее количество архитектурно-исторических и культурных памятников в Крыму составляет около 11500 объектов ), имеющийся рекреационный потенциал (100 источников минеральных вод , 14 месторождений лечебных грязей ), исторический опыт – определяют основные направления развития туризма на Крымском полуострове.

На территории Республики Крым расположено более 40 соляных озер , донные отложения которых сформированы грязевыми залежами. В качестве перспективных месторождений для использования в санаторно-курортном лечении можно рассматривать 6 объектов (озера Сакское, Чокракское, Узунларское, Кояшское, Тобечикское, Джарылгачское ), общие запасы лечебных грязей которых составляют 28,0 млн.куб.м. В настоящее время на территории Республики Крым единственным разрабатываемым месторождением лечебных грязей является Сакское лечебное озеро .

Курортные ресурсы Крыма, наряду с благоприятными климатическими условиями и лечебными грязями, включают в себя также минеральные воды.

Известно более 100 минеральных источников: хлоридные, кальциево-натриевые, термальные хлоридно-натриевые и другие. В настоящее время на территории Республики Крым эксплуатируются около 20 источников минеральных вод, в том числе в городах Саки, Евпатория, Ялта, Бахчисарайском районе.

Имеющиеся месторождения минеральных вод используются недостаточно, в основном для внутреннего и наружного применения в санаторно-курортных учреждениях. В городах Саки, Евпатория и Ялта оборудованы бюветы минеральной воды. Для промышленного розлива в настоящее время используется только скважина Сакского месторождения минеральных вод, расположенная на территории АО «Пивобезалкогольный комбинат «Крым» (минеральная вода известна под названием «Крымская»).

Эффективное функционирование санаторно-курортной отрасли остается одним из приоритетных направлений развития Республики Крым.

Оно базируется на использовании минеральных вод, лечебных грязей, пляжей, климатических и ландшафтных ресурсов, морского и горного воздуха.

На территории Республики Крым расположено 770 коллективных средств размещения (санаторно-курортных и гостиничных учреждений) общей вместимостью 158,2 тыс. мест , из которых 144 учреждения предоставляют санаторно-курортное лечение , 216 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера , остальные 410 учреждений – услуги по временному размещению . Таким образом, количество средств размещения, предоставляющих услуги лечения и оздоровления, составляет 361 объект.

Для круглогодичного функционирования предназначены 139 санаторно-курортных (в том числе 73 средства размещения государственной формы собственности Республики Крым) и 162 гостиничных учреждения .

Количество круглогодичных коллективных средств размещения недостаточно для реализации потенциала курортно-туристской сферы Республики Крым, работы туристско-рекреационных кластеров, постоянной занятости населения.

Тут сложно удержаться от комментариев. Ограничимся междометием фу . Никакой вменяемый инвестор не будет строить гостиницы в Крыму. Ради 2 месяцев сезона?

Для реализации стратегической задачи развития курортно-туристской сферы необходима инфраструктурная перестройка, модернизация (реконструкция) объектов санаторно-курортного комплекса, в первую очередь государственной (республиканской) формы собственности.

Отмечается высокий уровень износа основных фондов (большинство из них изношены на 70-90%) и медицинского оборудования здравниц. При этом сохранился уникальный опыт и традиции санаторного лечения и оздоровления граждан.

В результате перехода на круглогодичный цикл работы коллективных средств размещения количество организованных туристов может составить дополнительно 2 млн. человек ежегодно (рост 60%).

С позиции развития туризма особый интерес представляет категория здравниц, в которых предоставляется санаторно-курортное лечение. Данная категория представлена следующими основными типами средств размещения:

  • санатории – 93,
  • детские санатории, медицинские центры – 31,
  • пансионаты с лечением – 16,
  • гостиницы с лечением – 4.

Отличительной особенностью территориального расположения специализированных санаториев является их концентрация в городском округе Ялта. При этом большинство детских санаториев сосредоточено в городском округе Евпатория.

  • пансионаты – 130,
  • детские оздоровительные лагеря – 77,
  • спортивно-оздоровительные комплексы – 8,
  • образовательно-оздоровительный центр – 1, где предоставляются первичная консультация врача, SPA-услуги, программы диетического питания, есть пляж, бассейн, сауна и др.

В частности SPA-услуги на территории Республики Крым предоставляют 42 учреждения .

Кроме этого, на территории Республики Крым функционируют более 4,5 тыс. домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению , и около 14 тыс. квартиросдатчиков.

Традиционно в коллективных средствах размещения за последние

несколько лет размещалось в среднем 1,2 млн. человек или 1454 человека на

одно коллективное средство размещения в год (121 человек в месяц), что

свидетельствует о недозагруженности имеющихся коллективных средств

размещения.

Общая протяженность береговой линии Республики Крым, пригодной

для организации пляжного отдыха, составляет 452 км. Для массового отдыха

людей на воде обустроено 560 пляжей. Протяженность береговой линии

обустроенных пляжей Республики Крым составляет 103 км.

насчитывается 354 субъекта туристской деятельности, из которых:

88 туроператоров (внесены в Единый федеральный реестр туроператоров) и

266 турагентов (уведомили Роспотребнадзор о начале турагентской

деятельности).

2015 года осуществляется предоставление государственной услуги

«Аттестация экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-

проводников, осуществляющих деятельность на территории Республики

9 инструкторов-проводников и 594 экскурсовода (гидов, гидов-

переводчиков).

В 6 регионах Республики Крым функционирует 9 туристско-

информационных центров (муниципальные образования: городской округ

Евпатория, городской округ Саки, городской округ Судак, городской округ

Феодосия, Черноморский район и Ленинский район). Кроме того в

г. Евпатория деятельность осуществляют 3 туристско-информационных

Республика Крым располагает всеми ресурсами, необходимыми для

развития следующих видов туризма:

медицинский и оздоровительный (на территории Республики Крым

144 учреждения предоставляют туристам специализированное санаторно-

курортное лечение);

культурно-познавательный (в Республике Крым действует 15 государственных музеев и более 300 музеев, действующих на

общественных началах. В фондах государственных музеев хранится около 800 тыс. экспонатов);

событийный (ежегодно проводится более 100 различных фестивалей —

музыкальные, винные, военные, хореографические, театральные,

кинематографические, спортивные и фольклорные. Многие из них стали уже

традиционными для Республики Крым – это фестивали «Война и мир»,

«Генуэзский шлем», «Театр. Чехов. Ялта», «Великое русское слово»,

«Боспорские агоны»);

пешеходный (в горно-лесной зоне Республики Крым расположены

84 туристские стоянки, 26 мест массового отдыха населения, 193 туристские

велосипедный (разветвленная сеть туристских троп и сельских дорог

создает условия для езды на велосипедах. Наиболее разнообразна для

горного велотуризма юго-западная часть Республики Крым);

подводный (локальный дайвинг, дайв-круизы, школы обучения,

детские лагеря с обучением подводному плаванию);

конный (на территории Республики Крым расположено более

20 конных клубов, в которых разработаны одно- и многодневные маршруты

конных прогулок для туристов);

этнографический (в Республике Крым проживают представители

115 национальностей, расположено 92 этнографических объекта, на основе

которых разработаны культурно-этнографические маршруты);

спортивный (международные соревнования по дельтапланерному

спорту, воздухоплаванию на тепловых аэростатах и другие);

круизный (прием круизных судов в Республике Крым могут

осуществлять 4 морских порта, расположенных в городских округах Ялта,

Севастополь, Керчь и Евпатория).

Несмотря на наличие множества предпосылок для развития различных

видов туризма, в настоящее время существует ряд общих проблем,

тормозящих развитие туристской отрасли Республики Крым:

  1. Политическая нестабильность в Украине.

Ранее из 6 млн. туристов, ежегодно посещающих Республику Крым,

основная часть туристов (65%) приходилась на граждан Украины. В

настоящее время осуществляется переориентация турпотока – с 2014 года

основные туристы – это граждане Российской Федерации.

Для развития внутреннего туризма необходимо проведение

масштабной работы по формированию объективного имиджа Республики

Крым как востребованного безопасного туристского направления.

  1. Неудовлетворительное состояние инфраструктуры на территории

туристских регионов Республики Крым.

Для обеспечения комплексного развития курортно-туристской сферы

Республики Крым разработано 6 туристско-рекреационных кластеров,

которые включены в Федеральную целевую программу «Социально-

экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года».

Создание и функционирование новых туристско-рекреационных

кластеров позволит создать необходимые объекты обеспечивающей

инфраструктуры, соответствующие настоящим и перспективным

требованиям и потребностям регионов как туристских территорий,

активизировать инвестиционную и туристическую деятельность в Крыму.

Формирование кластеров осуществляется точечно на всей территории

Республики Крым.

Кластеры будут реализовываться с 2015 года, на их финансирование

выделено более 22,5 млрд. руб. из федерального бюджета. Планируется

разработать кластеры по всем курортным регионам с учетом особенностей их

развития и выполнения задачи круглогодичной работы предприятий,

учреждений (организаций) курортно-туристской сферы.

  1. Проблема транспортной доступности Республики Крым.

В текущем году отмечается структурная переориентация

пассажиропотока в Республику Крым – с приоритетного ранее

железнодорожного транспорта на авиатранспорт и автомобильный транспорт.

При этом необходимо учитывать лимитирующие пороги пропускной

способности транспортных узлов и коммуникаций Республики Крым в

направлении других регионов России. Исходя из данных ограничений,

можно сделать вывод, что транспортный комплекс Республики Крым в

состоянии принять не более 4 млн. туристов из России в сезон на период до

2017 года, т.е. до завершения ключевых мероприятий по развитию

транспортного комплекса.

Республика Крым располагает всеми современными видами

транспорта, но размещение и структура транспортных коммуникаций,

транспортной инфраструктуры в целом не отвечает необходимым

внутренним и внешним транспортно-экономическим связям и нуждается в

существенном совершенствовании.

Кроме того, отдельно следует отметить ряд проблемных вопросов в

туристской отрасли Республики Крым:

  1. Сезонность работы туристской отрасли.

Сезонные колебания турпотока в Крым отражаются на изменении

тенденций генерации рабочих мест в сфере обслуживания, интенсивности

загрузки средств перевозки, размещения, ресторанов и аттракций. В высокий

сезон возникает перегрузка туристских центров, цены повышаются,

бронирование услуг на этот период производится заблаговременно. В низкий

сезон наоборот.

С целью преодоления фактора сезонности необходимо разрабатывать и

продвигать новые виды турпродуктов, не подверженных сезонным

колебаниям. Это, прежде всего, развитие лечебно-оздоровительного,

культурно-познавательного, событийного, активного, делового и

социального видов туризма.

Также необходима постепенная модернизация сектора размещения.

  1. Высокий уровень износа основных фондов и медицинской базы

коллективных средств размещения. В первую очередь, это касается объектов

санаторно-курортного комплекса, находящихся в государственной

собственности, основные фонды и медицинские базы которых изношены на

70-90%, но при этом сохранен уникальный опыт и традиции санаторного

лечения и оздоровления.

Из 188 коллективных средств размещения, находящихся в собственности Российской Федерации и государственной собственности

Республики Крым, нуждаются в модернизации и реконструкции не менее 107

здравниц. Сумма вложений в реконструкцию или модернизацию одного

объекта колеблется от 85 до 200 млн.руб. Ориентировочная общая стоимость

работ по реконструкции и модернизации номерного фонда и медицинской

базы указанных объектов составляет от 18 млрд.руб.

Реконструкция (модернизация) объектов санаторно-курортного

комплекса Республики Крым на основе государственно-частного

партнерства как наиболее перспективного способа объединения усилий

органов власти и частного бизнеса позволит обеспечить основной переход на

круглогодичный цикл работы предприятий отрасли, что в дальнейшем при

стратегически выстроенной политике развития повлечет за собой увеличение

количества внутренних и иностранных туристов, количества рабочих мест,

объема реализации услуг как туристскими предприятиями, так и

предприятиями, осуществляющими деятельность в сопутствующих отраслях

(транспорт, сельское хозяйство, торговля, сфера обслуживания и т.д.).

  1. Высокий уровень «тенизации» рынка предоставления услуг

размещения туристам.

На территории Республики Крым функционируют более 4,5 тыс.

домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и

около 14 тыс. квартиросдатчиков (частный сектор в последние годы

принимал свыше 80 процентов всего туристского потока – около 4 млн.

туристов в год), при этом ключевой проблемой данного сектора является

высокий уровень «тенизации» – частные домовладения не подлежат

налогообложению, к ним не применяется государственная статистическая

отчетность, они тарифицируются как частные домовладения во всех

муниципальных службах.

На протяжении последних 20 лет проблема урегулирования

деятельности и налогообложения частного сектора крымской туристской

индустрии не решалась.

Для решения указанной проблемы необходима разработка системы

выявления «теневых» субъектов туриндустрии, системы контроля за

деятельностью выявленных «теневых» субъектов туриндустрии, а также

одним из инструментов является проведение классификации средств

размещения.

Формирование современной, конкурентоспособной, прозрачной

структуры туристского бизнеса позволит увеличить налоговые поступления в

бюджеты всех уровней, создать комфортные и понятные условия работы для

всех участников рынка предоставления туристских услуг.

  1. Неравномерность развития туристского потенциала Республики

На сегодняшний день туристско-рекреационный комплекс Республики

Крым характеризуется неравномерностью развития, что проявляется в

повышенной загрузке объектов размещения и инфраструктуры Южного

берега Республики Крым и, соответственно, минимальной загрузкой на

востоке и западе полуострова (более 60% туристов предпочитают Южный

берег Республики Крым, в то время как евпаторийские и сакские здравницы

не уступают алуштинским и ялтинским).

Задачей по дальнейшему развитию санаторно-курортного и

туристского комплекса и в целом Республики Крым является разработка

Плана развития территорий с определением их специализации, дальнейшего

развития санаторно-курортного комплекса и туризма с учетом

существующих туристских ресурсов, инфраструктуры, видов и объемов

предоставляемых услуг туристам, емкости рынка с расчетом

прогнозируемого спроса.

В первую очередь, это касается, разработки концепций развития

туристских территорий Республики Крым. Отсутствие концепций не

позволяет обеспечивать комплексное развитие туризма на долгосрочную

перспективу, нарушает координацию и действия участников туристского

Разработка концепций развития туристских территорий позволит:

— оценить потенциал территорий Республики Крым (в том числе его

конкурентоспособность) в целом в сфере оказания туристических услуг;

— уточнить параметры территорий (в том числе границы,

инфраструктурное обеспечение и др.);

— выявить приоритетные виды туризма, имеющие наибольший

потенциал и конкурентоспособность;

— выявить потенциальные территории, благоприятные для размещения

(или реконструкции) туристической инфраструктуры;

— определить приоритетные территории для развития туризма;

— подготовить ориентировочные планы (бизнес-планы) развития

отдельных территорий;

— инвестиционные паспорта территорий.

Реализация понятного туристского потенциала Республики Крым

конкретным целевым группам туристов, обеспечение развития туризма на

основе государственно-частного партнерства позволит привлекать больше

финансовых потоков не только в сферу туризма, но и в другие отрасли

экономики республики, что отразится на увеличении прямого эффекта

развития туризма в виде налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Согласно данным Всемирной Организации Туризма при ООН

(UNWTO) в настоящее время объем реализации туристских услуг равен или

даже превосходит экспорт нефти, продуктов питания или автомобилей.

Туризм стал одним из основных игроков в международной торговле и

представляет один из основных источников дохода для многих

развивающихся стран.

Таким образом, развитие туризма с учетом синергетического эффекта

будет являться стимулом для развития экономики Республики Крым в целом и позволит вывести Республику Крым из дотационной территории в

  1. 3 . Приоритеты, цели, задачи и показатели (индикаторы),

результаты, этапы и сроки реализации Госпрограммы

В Республике Крым развитие санаторно-курортного и туристского

комплекса является приоритетным направлением развития экономики

Республики Крым.

………………….

Общегосударственные приоритеты в сфере туризма, которыми должны

руководствоваться субъекты Российской Федерации, в настоящее время

установлены следующими нормативными правовыми актами:

туристской деятельности в Российской Федерации»;

Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до

2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного

туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденная

2011 года № 644;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие

культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением

«О туристской деятельности в Республике Крым»;

«О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных

местностях Республики Крым»;

Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие

Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденная

2014 года № 790;

План мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в

Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября

2014 года № 2246-р.

………………………

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные виды туризма. Характеристика рекреационных ресурсов Крыма. Ресурсный потенциал для развития туризма, рекреационные зоны. Характеристика видов, направлений и форм туризма, распространенных в Крыму, особенности их территориального размещения.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2012

    Крым как регион развитого туризма, условия для организации его нетрадиционных видов. Развитие экстремального и нетрадиционного туризма на территории Крыма. Этнографический, сельский туризм, объекты интим-туризма, винные туры. Перспективы научного туризма.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Законодательное и правовое обеспечение туристической деятельности в Украине. Направления государственной политики развития туризма. Прогнозирование будущего состояния туризма в Крыму за счет внедрения новой стратегии "Модернизация туризма АРК".

    контрольная работа , добавлен 03.06.2011

    Социально-экономические предпосылки и особенности истории развития туризма во Франции. Государственная политика в сфере туризма и организации туристской деятельности. География туризма, места, пользующиеся особой популярностью среди иностранных туристов.

    реферат , добавлен 27.01.2010

    История туризма как отрасли сферы обслуживания. Экономика туризма и специфика его развития в РФ. Экологическая составляющая в туристской отрасли. Мировые эколого-туристские ресурсы. Экологическое проектирование в туризме. Природоохранные объекты в Европе.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2016

    Понятие и сущность туризма. Общая характеристика туризма как отросли мирового хозяйства. Анализ состояния рынка туризма в Республики Бурятия и перспективы развития Байкальского региона как туристского центра. Необходимость развития въездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2009

    Процесс развития туризма в Республике Беларусь. Классификация социально-экономических факторов, оказывающих влияние на развитие туризма. Факторы, генерирующие общественные потребности в туризме. Факторы, реализующие рекреационные потребности в туризме.

    Кошелева Анна Игоревна
    к.э.н., ст. преподаватель
    [email protected]

    Мирзоев Иса Фаиг-Оглы
    студент
    Россия, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
    [email protected]

    Аннотация

    Основной целью статьи выступает поиск на основе проводимых исследований туристско-рекреационного комплекса Республики Крым механизмов интенсификации развития туризма в регионе в переходный период, который в силу своих особенностей создает предпосылки для выхода данной отрасли на качественно новый уровень. Авторы проводят сравнительный анализ рынка туристических услуг Крыма до и после вступления в состав РФ, исследуют проблемы государственного регулирования туристской деятельности Республики Крым в переходный период, рассматривают международный опыт развития туристской индустрии в регионах со схожими туристско-рекреационными ресурсами. В качестве основных механизмов интенсификации туристской индустрии Республики Крым предложены методика формирования туристско- рекреационных кластеров, а также проект единой концепции развития экологического туризма в регионе на базе создания и внедрения зеленых маршрутов.

    Ключевые слова

    туристско-рекреационный комплекс, Республика Крым, переходный период, государственное регулирование, туристский кластер, экологический туризм.

    Рекомендуемая ссылка

    Кошелева Анна Игоревна, Мирзоев Иса Фаиг-Оглы

    Механизмы интенсификации развития туризма в Республике Крым в переходный период// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 4502. Дата публикации: 2016-02-06 . Режим доступа: https://сайт/article/4502/

    Kosheleva Anna Igorevna
    Candidate of Sciences (Economics), Senior Lecturer
    [email protected]

    Mirzoev Isa Faig-Ogli
    Student
    Russia, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov
    [email protected]

    Abstract

    The main purpose of the article is the search of the mechanisms of tourism development intensification in the Republic of Crimea during the transitional period, which, by its nature, creates prerequisites for entering the industry on a qualitatively new level. The authors conduct a comparative analysis of the tourist market of Crimea before and after the entry into the Russian Federation, research the problems of state regulation of tourism sector of Crimea in the transition period, consider the international experience of tourism development in regions with similar tourist-recreational resources. As the basic mechanisms of tourism development intensification in the Republic of Crimea the authors introduce the technique of formation of tourist-recreational clusters and the project of a unified concept of ecological tourism development in the region based on the creation of green routes.

    Keywords

    tourist-recreational complex, Republic of Crimea, the transitional period, state regulation, tourism cluster, eco-tourism.

    Suggested Citation

    Kosheleva Anna Igorevna , Mirzoev Isa Faig-Ogli

    Mechanisms of tourism development intensification in the Republic of Crimea in the transition period. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #4502. Date issued: 2016-02-06. Available at: https://сайт/article/4502/


    Введение . После политического кризиса на Украине в начале 2014 года население Крыма приняло судьбоносное решение — воссоединиться с Российской Федерацией. Сегодня это полноправный регион нашей страны, не лишенный, однако серьезных проблем. Переходный период, представляющий из себя постепенную интеграцию новых субъектов (Республики Крым и г. Севастополя) в правовую, экономическую и политическую сферы России, крайне важный момент для дальнейшего развития полуострова. Вместе с тем, среди первостепенных задач стоит решение вопроса стратегического развития одной из самых перспективных статей бюджета Республики Крым, а теперь и России в целом — туризма.

    Анализ последних исследований и публикаций. В научной литературе за последний год появилось множество публикаций, в которых представлены результаты, как комплексных исследований туристско-рекреационного комплекса Республики Крым, так и отдельных аспектов развития туристской сферы данного региона. Среди прочих можно выделить монографию «Концепция развития туристско-рекреационного потенциала Крыма» под редакцией проф. Лайко М.Ю. , в которой представлен глубокий анализ инфраструктурных составляющих индустрии гостеприимства и туризма Республики Крым и предложены научно-методические основы модернизации неэффективных в настоящее время объектов. В монографии исследуются возможности повышения эффективности работы гостиничных предприятий на основе внедрения методик управления доходами, сегментации, прогнозирования, работы с каналами распределения; предлагаются механизмы совершенствования транспортно-логистической составляющей туристско-рекреационной сферы Республики Крым на основе создания региональной управляющей компании на базе государственно-частного партнерства; представлена концепция устойчивого развития туристско-рекреационного потенциала Крыма .

    Следует заметить, что научные разработки значительно способствуют повышению эффективности развития туристско-рекреационного комплекса Республики Крым. Однако в виду динамично меняющейся экономической среды, а также на основе исследования результатов функционирования туристского сектора полуострова в составе РФ необходимо дальнейшая разработка и исследование основных проблемных вопросов такого стратегически важного для Крымского полуострова сектора экономики как туризм.

    Постановка проблемы. При всем богатстве региона туристско-рекреационными ресурсами большое количество проблем не позволяет данному направлению экономики эффективно развиваться. В связи с этим актуальность приобретает поиск на основе проводимых исследований туристско-рекреационного комплекса механизмов интенсификации развития туризма в регионе. Переходные периоды в экономике рассматриваются как структуры, порождающие новые, ранее неизвестные формы общественных отношений, видов деятельности . Существенные изменения в экономике переходных периодов объясняются предельным обострением существующих социально-экономических проблем, повышенным вниманием со стороны органов государственной власти . В связи с этим любой переходный период в экономике может стать возможностью для выхода на качественно новый уровень ее развития, раскрыть перспективные направления для интенсификации развития отдельных отраслей экономики.

    Изложение основного материала исследования.

    Сравнительный анализ рынка туристических услуг республики Крым до и после вступления в состав РФ.

    С самого распада СССР и до воссоединения Крыма и России наблюдалась колоссальная тенизация туристкой экономики: на первое место вышел не поддающийся контролю со стороны государств частный сектор, остававшийся свободным от учета не только налоговыми структурами, но и в плане координации качества предоставляемых туристских услуг. В итоге, санаторно-курортный аспект отдыха на полуострове был вытеснен пляжным туризмом неорганизованного характера. Украинское же государства вполне устраивало подобное положение вещей, поэтому с их стороны для развития и выхода из тени туристической отрасли региона не производилось никаких шагов. Подобная ситуация с приходящим в упадок туризмом без инвестиций и кого-либо государственной поддержки продолжалась вплоть до весны 2014 года и воссоединения Крыма с Российской Федерацией. «В этом году ситуация такова, что 80% туристов останавливается в коллективных средствах размещения, а 20% – в частных. Этого давно не было в истории крымского полуострова и связано с тем, что санаторно-курортные учреждения заключили договора о направлении отдыхающих с государственными и корпоративными учреждениями Российской Федерации» сообщила по итогам 2014 года министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко. Данный шаг со стороны нашего государства является одним из этапов по воплощению в действительность целенаправленной политики по развитию Крымского региона, основные положения которой изложены в Стратегии по развитию Крыма до 2020 года.

    До вступления Крыма в состав РФ львиную долю отдыхающих Крым принимал из Украины. Это была целенаправленная политика властей, не обременявших себя лишними тратами и привлечениями инвестиций в обветшавшую и изжившую свое инфраструктуру полуострова. Соответственно, иностранных туристов, не относящихся к странам СНГ, в регионе почти не было. Крайне низкий уровень сервиса и отсутствие условий, к которым они привыкли, отталкивали даже гипотетических желающих. В итоге, Крым превратился в курорт исключительно местного значения, на котором привыкли отдыхать преимущественно украинцы. И такое положение дел сохранялось вплоть до сезона 2014 и воссоединения Крыма с Российской Федерацией. Несмотря на резкое падение туристического потока украинских туристов (с 65% в 2013 году до 5% в 2014 году и сохранение их такого же незначительного количества в 2015 году), в целом серьезного падения спроса на Крым со стороны отдыхающих не произошло, поскольку туристы из России оперативно заместили вакантные места в отелях (в 2013 году их было 26% от общего числа отдыхающих, а в 2014 году стало 93%, в 2015 году чуть выросло до 95%) .

    С изменением состава отдыхающих поменялись и приоритеты: если для украинских туристов основной и единственный критерий услуги — это ее цена, то для более обеспеченных туристов из России цена также важна, однако она не является первостепенным ориентиром. Данная группа отдыхающих привыкла к уровню обслуживания ведущих курортов мирового уровня. Они готовы заплатить более высокую цену за тур, однако и получить за это желают более проработанный и профессиональный продукт. Данная взаимосвязь действует и в обратную сторону: большинство туристов из России не устроят даже очень дешевые услуги ненадлежащего качества . И чем быстрее туристические предприятия Крыма уловят эту новую тенденцию рынка, тем более успешную нишу в своей сфере они смогут занять.

    На сегодняшний день материально-техническая база объектов инфраструктуры гостеприимства Республики Крым, ассортимент и качество услуг отстают от мирового уровня, что снижает конкурентоспособность данного региона на международном рынке . Пользуясь статистическими данными, посвященным объектам размещения, важно отметить, что данные разнятся в зависимости от источника. Основываясь на сведениях, предоставляемых Министерством курортов и туризма Крыма, на территории региона находится 825 учреждения санаторно- курортной и гостиничной направленности. Среди них предоставлением специального санаторно-курортного сервиса или услуг оздоровительной направленности занимаются 467 учреждений. Оставшиеся 358 учреждений предоставляют услуги размещения. Также в Крыму располагаются 92 оздоровительных лагеря для детей. Госкомстат Украины же располагает иными сведениями (1225 средств размещения — это общая численность, куда входят 748 отелей и гостиниц) . В других источникам можно найти иные цифры, что говорит о слабой изученности всего состава и структуры средств размещения в регионе.

    На данный момент в существующих гостиницах номерной фонд оценить сложно, поскольку руководство отелей на пике сезона идут на хитрости, внося дополнительную кровать и мебель в номера, дабы превратить двухместные номера в трех- или даже четырехместные. Такая же практика распространена и в детских оздоровительных учреждениях.

    Основываясь на статистических данных из разных источников, количество средств размещения с какой- либо категорией составляет 271, количество же средств размещения без категории — 684, то есть в 2,5 раза меньше. Распределяются они по категориям в следующем порядке: 5 звезд – 1,1%, 11,1% – 4 звезды, 32,8% – 3 звезды, 38% – 2 звезды и 17% – 1 звезда .

    Исходя из исследований, можно заключить, что гостиничная база Крыма имеет серьезный перевес в сторону средств размещения низкой категории. Это было выгодно для бюджетных украинских туристов, для которых вопрос цены всегда превалирует на другими показателями. Сравнивая же с Россией, на такой же протяженности сочинского берега пятизвездочных гостиниц там около 2% от всей гостиничной базы, причем также ощущается их острая нехватка. Причем если в Сочи преобладают гостиницы класса 3 звезды, то в Крыму в основном встречаются гостиницы класса 1-2 звезды и без звезд.

    Кроме того, на территории полуострова остро стоит проблема сезонности, который, надо заметить, различен в зависимости от типа и направленности средств размещения. Например, для гостиничных и подобных учреждений сезон составляет три месяца, а для лечебно-оздоровительных средств размещения — пять месяцев, и лишь менее 40% имеют круглогодичный характер деятельности. Средний коэффициент сезонности в Крыму составляет 0,45. Данный показатель отмечает величину изменения продаж по сравнению со среднегодовыми. В данном случае коэффициент меньше единицы, что говорит о большом количестве месяцев в году с низкими показателями продаж. Подобное значение характерно для курортов с ярко выраженной сезонной направленностью.

    Большой дисбаланс демонстрирует распределение объектов оздоровительной направленности, в своем подавляющем большинстве сконцентрированные в Ялтинском и Евпаторийском районе. Неблагоприятной тенденцией последних двадцати лет является уменьшение роли лечебных процедур в структуре предоставляемых услуг и, соответственно, рост развлекательных и оздоровительных мероприятий .

    По официальным данным, на территории Крыма находится 38 кемпингов, однако в большинстве своем это палаточные городки, пусть и на берегу моря. В них присутствует минимальный набор удобств, к чему бюджетные европейские туристы, например, совершенно не готовы. Говоря о потребностях и желаниях туристов, выделяется тенденция превалирования аренды дома или комнаты (койко- места) в частном секторе.

    Проблемы развития транспортной инфраструктуры на сегодняшний день самые многочисленные, материально затратные, но и наиболее важные, так как без тщательно продуманной логистики невозможно качественное предоставление туристических услуг. Однако позитивные результаты в данном направлении говорят о глубокой заинтересованности государства в решении данного вопроса.

    В настоящее время без каких-либо осложнений попасть в Крым можно лишь двумя путями: используя паромную переправу через Керченский пролив или авиатранспортом. Однако обе эти транспортные артерии в течении многих десятилетий были лишь дополнительными. Они не рассчитаны на большой поток пассажиров, что создало транспортный коллапс в 2014 году. За первое полугодие 2014 года отмечен рост числа туристов, прибывших в Крым через паромную переправу (в 2,8 раза) и авиатранспортом (в более, чем в 2 раза) . Сами же украинские граждане в своем подавляющем большинстве практически не посещают полуостров в туристических целях. В Крыму существует три международных аэропорта: аэропорт Симферополя, аэропорт Керчь и Аэропорт Бельбек (является аэропортом смешанного типа, на данный момент там базируются военные самолеты), однако летом 2014 года для авиаперевозок был доступен лишь аэропорт Симферополя.


    Вступление Крыма в состав России, казалось, должно сразу решить множество проблем, существовавших в то время на полуострове. Основной проблемой являлось дальнейшее развитие и становление региона. Здесь было понятно и то, что, пожалуй, самым перспективным направлением развития Крыма является туризм. Другое дело, каким должен быть туризм, кто поедет в Крым и зачем? Какие услуги реально предоставить отдыхающим, а какие нет.

    Дело в том, что с самого распада СССР и до воссоединения Крыма и России наблюдалась «тенизация» туристической экономики. На первое место вышел не поддающийся контролю со стороны государства частный сектор, остававшийся свободным от учета не только налоговыми структурами, но и в плане координации предоставляемых услуг.

    Санаторно-курортный аспект крымского туризма был беспощадно вытеснен пляжным туризмом неорганизованного характера. Упадок туризма без инвестиций и какой-либо господдержки продолжался до весны 2014 года.


    Практически сразу после воссоединения Крыма с Россией ситуация начала меняться в иную сторону: сегодня уже 80% туристов останавливаются в гостиницах и санаториях, а только 20% в частных домах. Этого уже давно не было в истории крымского полуострова, и связано это с тем, что санаторно-курортные учреждения заключили договора о направлении отдыхающих с государственными и корпоративными учреждениями РФ. Данный шаг — лишь начало воплощения целенаправленной политики по развитию Крыма, основы которой изложены в Стратегии по развитию Крыма до 2020 года.

    Известно, что социально-экономические показатели Крыма при вступлении в РФ не достигали среднероссийского значения. К сожалению, при всем желании России изменить ситуацию на полуострове к лучшему, существуют определенные сдерживающие факторы. Главным из них является нестабильность социально-политической обстановки в пограничных районах Украины с Крымом. Поэтому существуют определенные риски для развития международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей. Сказывается и недостаточное обеспечение региона жизненно важными ресурсами, источниками воды, энергии, продовольствия, а также отсутствие хорошего автомобильного и железнодорожного сообщения с материковой частью России.

    Понятно, что сейчас в первую очередь решаются эти проблемы. Транспортная доступность Крыма меняется за счет повышения количества полетов в Симферополь, государственных дотаций на оплату билетов из дальних регионов страны.

    Так, например, люди, летающие на отдых из Якутска, тратят сейчас около 12, а то и 15 часов, учитывая и пересадку в Москве. Летом будут организованы прямые рейсы, которые станут датироваться государством, в итоге средняя цена билета из Якутска будет равна 8,5 тысячам рублей, и время полета сократится до 8 часов. Увеличится количество российских крупных городов, из которых будут летать прямые рейсы в Крым.

    Стоит отметить, что все проблемы должны решаться комплексно. Так, в транспортном комплексе все средства сейчас сконцентрированы на строительстве и реконструкции переезда через Керченский пролив, аэропортов и автомобильных дорог. Именно они обеспечивают связь с населенными пунктами и промышленными объектами полуострова. И это уже дает свои результаты. По Крымскому полуострову уже можно быстро и сравнительно недорого передвигаться. В порядок приведены дороги, и работа эта успешно продолжается.


    В инженерном комплексе финансирование будет направлено на мероприятия по обеспечению водоснабжения, водоотведения, берегоукрепления и теплоснабжения, а также обеспечение обращения твердых бытовых отходов. Развитие социальной сферы предусматривает реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов здравоохранения и образования.

    Еще один, весьма немаловажный аспект. До вступления Крыма в состав России, полуостров принимал отдыхающих из Украины. Это было целенаправленная политика властей, которые не обременяли себя лишними тратами и привлечением инвестиций в обветшавшую и изжившую себя инфраструктуру.

    Соответственно, весь сервис полуострова был крайне низким и нерентабельным. Не было там и иностранных туристов. Все это дает знать о себе и сейчас. Так, зайдя перекусить местными варениками, вы можете увидеть летающих над ними мух. В ответ на ваше возмущение, вы можете услышать знакомое украинское: «А нехай так буде». Кстати говоря, обслуживающий персонал в гостиницах и кафе по-прежнему украинский. Низкий уровень сервиса и отсутствие условий отталкивали от отдыха в Крыму всех гипотетических туристов.


    Хотя на сегодняшний день туристы из России уже заместили вакантные места в отелях, в 2013 году их было 26% от общего числа отдыхающих, но в 2014 стало 93%. В 2015 году цифра увеличилась до 95% и стремится к 100%.

    С изменением составляющей отдыхающих, меняются и их приоритеты. Если для украинцев основным и главным критерием была цена, то для обеспеченных туристов из России, пожалуй, важным аргументом отдыха в Крыму станет уровень обслуживания и сервис. Реальность такова, что россияне, отдыхая много лет в Турции и Египте, привыкли к мировому уровню обслуживания. Они готовы заплатить высокую цену за тур и получить более качественный и профессионально отработанный продукт.

    Есть и такая проблема, что туристов из России не устроят даже очень дешевые услуги ненадлежащего качества. Чем быстрее туристические предприятия и частные фирмы уловят эту тенденцию, тем более успешную нишу они смогут занять.

    На сегодняшний день ассортимент и качество предоставляемых услуг в Крыму существенно отстают от мирового уровня. Это снижает конкурентоспособность данного региона и на международном рынке туризма.

    Главной проблемой для полуострова является и сезонность туризма. Для гостиничных и подобных учреждений сезон составляет всего три месяца, а для лечебно-оздоровительных комплексов пять месяцев. Лишь менее 40% имеют круглогодичный характер деятельности. Также существует дисбаланс в распределении здравоохранительных объектов в Ялте и Евпатории. Все это говорит о неблагоприятной обстановке в оздоровительном секторе. Перемена этой ситуации, возможно, как раз и решит вопрос сезонности в Крыму.

    Существует в Крыму и такое направление туризма, как экстремальные путешествия и палаточный туризм. На территории Крыма находится около 38 кемпингов, по сути представляющих из себя палаточные городки. В них существует минимальный набор удобств, к чему бюджетные европейские туристы также не готовы.

    Есть еще одна проблема российского Крыма — это рабочая сила. Большинство предприятий, связанных с туризмом, не могут содержать круглый год обслуживающий персонал. Раньше украинские сезонные рабочие приглашались на трудоустройство в Крым на время отпусков. Сейчас сложности политического характера практически закрыли им эту возможность.

    Сегодня в России существует определенная Стратегия развития туризма на период до 2020 года. Основными положениями ее являются:


    • Увеличение независимости Федерального агентства по туризму; можно отметить ставку на маркетинговую составляющую. Необходимо также усилить присутствие российских туристических компаний на международном рынке. Государство хочет оказать крупному туристическому бизнесу, работающему на внутренний рынок, максимальную поддержку, например, в виде более лояльной налоговой политики;

    • Более тесное взаимодействие министерств культуры, образования и иностранных дел через объединение представителей данных ведомств в межминистерский комитет по туризму. Внутри данной структуры предлагается создание рабочих групп, способных максимально эффективно решать появившиеся трудности;

    • Тесное взаимодействие с бизнесом и предпринимательской средой путем создания Ассоциации туристического сектора. Данная структура в двухстороннем обсуждении представителей Федерального агентства по туризму и крупнейших предпринимателей в области туризма на ежегодной основе сможет координировать деятельность друг друга, высказывая предложения и делясь мнениями;

    • Сделать акцент на непрерывном исследовании рынка, туристических тенденций и последних изменений. Для этого должна быть создана крупная исследовательская организация — Институт Исследования Туризма на базе Федерального ведомства по туризму, которая будет снабжать государственные структуры самыми актуальными сведениями.

    Отдельного внимания заслуживает развитие экологического туризма в регионе. Необходима разработка единой концепции создания и внедрения зеленых маршрутов, включающих определенный комплекс мероприятий:

    • Разработка сети зеленых маршрутов на территории объектов природно-заповедного фонда с наличием основной и сопутствующей инфраструктуры, отвечающей принципам «зеленой экономики».

    • Содействие развитию сотрудничества субъектов туристского бизнеса и специализированных общественных организаций в организации экологических туров и экспедиций.

    • Внедрение системы мониторинга обеспечения качества и экологичности туристско-рекреационных и гостиничных услуг.

    • Создание сети туристско-информационных центров на территории объектов природно-заповедного фонда для выполнения функций экологического просвещения.

    Следует отметить и тот факт, что проблемы развития туризма в Крыму не являются уникальными и труднопреодолимыми. Есть широкий международный опыт, который необходимо изучать и внедрять, адаптировав его под местные реалии.

    Крым обладает всем необходимым для развития туризма: море, горы, лес, удивительный климат, памятники разных культур. Однако, по сравнению с советским периодом, когда Крым был всесоюзной здравницей, и периодом с 1991-2013 гг, когда основными посетителями курорта являлись граждане России, становится очевидным, что Крым терял свои позиции на рынке туризма. Являясь необычайно привлекательным туристским регионом, Крым испытывал проблемы в развитии туризма, характерные для всех стран бывшего СССР. Невозможность раскрыть весь свой потенциал, из-за недостатка средств в бюджете Украины, низкий уровень предоставляемых услуг, несоответствие цены и качества, недостаток профессионалов в сфере туризма и услуг, ограничение информации и отсутствия рекламной поддержки – все это тормозило развитие Крыма как туристского центра. К примеру, на сегодняшний день, более 90% материальной базы соответствует современным требованиям, а туристский потенциал Крыма используется почти на 100%. Цены доступны и соответствуют качеству предлагаемых услуг. Вложение государственных инвестиций позволяет развивать отрасль и создавать конкурентноспособный продукт. При этом, совершенно очевидно, что туризм, как отрасль народного хозяйства Крыма, является очень прибыльным и постоянным источником дохода. Кроме того, туризм ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного туристского спроса (развитие и производство сувениров, ювелирной промышленности, полиграфической базы, специализированной на издании литературы для туристов). Туризм – один из основных источников создания рабочих мест. Крым является одним из главных курортных регионов страны, поэтому необходимость развития региона в этой сфере очевидна не только для специалистов отрасли, но и для руководства полуострова. Стратегическая цель развития региона заключается в создании конкурентноспособного продукта на мировом рынке, способного максимально удовлетворять туристические потребности населения страны, обеспечить на этой основе комплексное развитие территорий и их социально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурного наследства. Осознавая необходимость полной модернизации инфраструктуры отдыха и лечения, правительство пытается найти возможности для привлечения инвестиционных средств.

    Но одной из важнейших проблем социально - экономического развития отдельных регионов РФ и всей страны в целом является обеспечение устойчивого экономического роста и повышение на этой основе уровня жизни населения. Решение этой проблемы зависит от многих факторов, в том числе от производительных возможностей работников, основанных на их здоровье и физическом состоянии. В этом отношении важную роль играет сфера туризма и рекреации, не только оказывающая стимулирующее воздействие на работников, но и влияющая на функционирование ключевых секторов экономики: транспорт, связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство товаров массового потребления. Развитие рекреационно-туристического комплекса (РТК) обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, улучшение инвестиционного климата, активизацию предпринимательской деятельности.

    Общемировые тенденции развития туризма и рекреации подтверждают, что эта отрасль при соответствующих условиях может стать катализатором оздоровления экономики как страны в целом, так и конкретных регионов. Во многих регионах, наряду с агропромышленным комплексом, туризм и рекреация относятся к отраслям хозяйственной специализации. И Крым, располагая огромными, во многом уникальными, возможностями для туризма, начинает выходить на мировые уровни туристского бизнеса. В целом, существующие методы и сложившаяся структура управления рекреационно-туристическим комплексом во многом соответствуют изменившимся условиям его функционирования, что становится огромным катализатором на пути его дальнейшего более успешного развития.

    Рекреационно-туристический комплекс Крыма - это совокупность связанных между собой отраслей и предприятий, объединенных общей целью круглогодичное использование курортов полуострова в целях восстановительного лечения, медицинской реабилитации и оздоровления населения РФ, ближнего и дальнего зарубежья, а также создание конкурентоспособного туристического продукта на основе эффективного использования природных, лечебных, социально культурных и производственно-экономических ресурсов региона. Основной целью развития курортно - рекреационного и туристического комплекса Крыма является формирование конкурентоспособного на мировом и национальном уровнях туристического продукта на основе эффективного использования рекреационного потенциала Крыма (Рис.2.).

    Выводы

    В работе на основе анализа турстско-рекреационных ресурсов Республики Крым, мною была создана картосхема туристско-рекреационного потенциала территории района. Республика Крым является курортным регионом, следовательно туризм – это основная отрасль в экономике республики. В данной работе мною был проведен анализ состояния туристско-рекреационного потенциала Крыма, определены основные проблемы развития отрасли и рассмотрены методы их решения. Крымский полуостров нуждается в целенаправленной политике развития туризма и рекреации на долгосрочную основу. В Крыму заключены все возможности для развития туризма. Огромное количество памятников культурно-исторического наследия, свыше 11,5 тысяч памятников истории, культуры и архитектуры, относящихся к различным историческим эпохам, цивилизациям, этносам и религиям. Разнообразный ландшафт и природно-климатические условия, грязи и источники. Наличие деловых центров в сочетание с возможностью приятного отдыха все эти факторы в совокупности играют огромную роль. Формирование и развитие туризма зависит от эффективности туристской политики в Крыму, закрепление его положительного имиджа как, привлекательного места туристского назначения, наращивания материально технической базы региона, а так же финансирование со стороны государства и частных инвесторов.

    Литература

    1. Румянцев A.M.,. Инструментарий экономической науки и практики./ А.М. Румянцев, Е.Г. Яковенко, С.И. Янаев - М.: «Знание», 1985. – 225с.
    2.Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. Учеб. пособие. / Под ред. А.П. Градова. 4-е изд. испр. и дополненное. СПб., 2003.- 490 с.
    3. Козырев В.М. Туристская рента. / В.М. Козырев - М.: Финансы и статистика,2003.–156с.
    4. Приоритеты и перспективы научных исследований международного туризма в ХХI веке. Труды Международной туристской академии. Вып.-М.,2010.–315с.
    5. Зорин И.В. Энциклопедия туризма. /И.В.Зорин, В. А. Квартальнов - М.:«Финансы_и_статистика»,2001.–450с.
    6. Гуляев В.Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник /Российская международная академия туризма./ В. Г. Гуляев, И.А. Селиванов -М.:Советский_спорт,2008.–250с.
    7. Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды V Междунар. науч.-практ. конф. МГУ им. М.В. Ломоносова. Геогр. фак-т, Москва, 28-29 апреля 2010. - СПб.: Д.А.Р.К., 2010. – 112 с.
    8. Боголюбов В.С. Факторы и условия устойчивого развития системы туризма: региональный аспект./В. С. Боголюбов, С.А. Севастьянова - СПб.:Изд-во«Инфо-да»,2005.–346с.
    9. Севастьянова С.А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе./С.А. Севастьянова - СПб.: СПбГИЭУ, 2005.-209с.
    10. Йеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента[Текст] / Т. Йеннер - Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №2.- С 6-8.

    11. Шумской В.М. «Социально - экономическая география» /Под редакцией В.М. Шумского, А.В. Супрачева. - Симферополь - НАТА, 2006г.- 345 с.

    12. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации./М. А. Жукова. - М., Финансы и статистика, 2002. – 120 с.

    14. Зорин И.В. Энциклопедия туризма./ И. В. Зорин, В.А. Квартальнов - М., Финансы и статистика, 2003. – 233с.

    15. Квартальнов В.А. Туризм. /В. А. Квартальнов - М., Финансы и статистика, 2001. – 210 с.

    16. Прогулка по Крыму. Путеводитель. - Киев, Балтия Друк, 2003. – 56 с.

    17. Республика Крым. Путеводитель. - М., Издательский дом СИМРН-ПРЕСС ЭДИТОРИАЛ УРСС, 2000. – 45 с.

    18. Самые популярные курорты России, Абхазии и Крыма. Справочник. - М., Вече, 2004. – 98 с.

    19. Стрельцов В.М. Крым, кто ты и чей ты./ В. М. Стрельцов - Алушта, ОАО «Алуштинская городская типография», 2003.- 56 с.

    20. Хорошкевич А.Л. Русь и Крым. От союза к противостоянию. Конец XV – начало XVIII вв. /А.Л. Хорошкевич - М., ЕДИТОРИМ УРСС, 2001. - 268 с.