Отдыхаем в Италии
Поиск по сайту

Сколько км от парижа до версаля. Как самостоятельно добраться из парижа в версаль Маршрут париж версаль от google

Самостоятельное путешествие во Францию позволило мне увидеть Версальский дворец и другие достопримечательности Версаля, погулять по аллеям парка, посетить Трианоны, купить сувениры из Версаля ; хотите знать больше - читайте рассказ про самостоятельную поездку в Версаль

Первое знакомство с Версалем я свёл как и все, поездкой в переполненной электричке и толкотнёй на платформах по приезде. Ладно хоть без толкотни непосредственно при входе во дворец обошлось… На самом деле добраться в Версаль из Парижа самостоятельно можно полудюжиной способов, однако почти все туристы почему-то предпочитают один-единственный вариант – они садятся в пригородную электричку RER «жёлтой» ветки и набивают её под завязку. Такой оборот события, в общем, понятен: поезд с обозначением «С5» прибывает едва ли не к воротам Версальского дворца, на вокзал "Versailles Rive Gauche", а оттуда до самого известного в мире дворцового ансамбля рукой подать. Однако лично я эту станцию недолюбливаю, да и битком набитые поезда мне портят настроение, так что для предпочитаю другие способы добраться в Версаль из Парижа. Городок ведь располагает сразу тремя вокзалами, и пока оравы туристов штурмуют "Rive Gauche", можно преспокойненько доехать по той же «жёлтой» ветке RER на станцию «Versailles Chantiers», только садиться придётся не на поезд с литерой «C 5», а на состав «C 7». Кроме того, добраться в Версаль из Парижа по железной дороге можно электричкой с вокзала Defance, которая приходит на станцию «Versailles Rive Droite » - ехать всего 18 минут, отправления 4 раза в час. Доехать от вокзала Монпарнас до вокзала «Versailles Chantiers» можно за 25 минут, и отправлений тоже множество. Да, конечно, оба непопулярных вокзала Версаля находятся несколько в стороне от центра, это правда, но попасть оттуда во дворец проще простого, даже если идти пешком, ну а коли разузнать заранее расписание автобусов Версаля, так и вообще всё просто. Кроме того, никто не мешает добраться в Версаль из Парижа на автобусе маршрута 171 – тот ходит от станции метро «Porte Sevres », и порой интервалы движения составляют всего 6 минут. Путь выйдет несколько более долгим, чем на поезде, зато в качестве бонуса пассажир получит виды пригородов Парижа, вполне адекватные в этой части Иль-де-Франс. Одноразовые билеты стоят 3.35 евро в одну сторону, и если вы не планируете ещё пару-тройку вылазок за пределы французской столицы, вполне можно обойтись такими билетиками – покупать «Navigo Decouverte » зоны 4 ради одного Версаля просто нет смысла, лучше взять тогда недельный проездной Парижа на зоны 1-2, им и ограничиться.

К слову, планируя самостоятельно добраться в Версаль из Парижа стоит обратить внимание на проблему обратных билетов: "Rive Gauche" во второй половине дня просто-таки набит неудачниками, торчащими в громадных очередях ради покупки билетика – не позаботились заранее, вот и тратят время попусту. Поэтому купить обратный билет из Версаля в Париж надо ещё в Париже, сказав кассиру волшебные слова «алле-ретур», если, конечно, у вас нет одного из тех проездных, которые я настоятельно рекомендую покупать всем, кто собирается спланировать самостоятельное путешествие в Париж.

С другой стороны, оба остальных вокзала Версаля толп народа лишены, и билеты там можно купить безо всяких яких. Опять же, напомню, между ними и входом во дворец расстояние невелико, и вдобавок его можно преодолеть местным транспортом – расписание и схема маршрутов автобусов Версаля есть на сайте www.phebus.tm.fr Парижские проездные зоны 4 действуют в лучшем виде, но если вдруг понадобится купить билетик (гуляли, допустим, по Версальскому парку и вышли чёрт знает куда), то проезд на автобусах Версаля стоит нынче 1.90 евро.

Как все пути ведут в Рим, так все пути Версаля ведут ко входу в знаменитый дворец. Те, кто приехал из Парижа на "Rive Gauche", сразу выходят на осевую линию ансамбля, остальные подтягиваются по боковым веткам, расходящимся от центра композиции словно лучи. Когда-то эта схема символизировала власть короля над страной – три дороги тянулись во все концы Франции, на юг, север и восток от Версаля.

Сейчас важнейшей артерией является Avenue de Paris, по ней турпоток вливается в первый двор ансамбля. За ним нужно следовать до поры до времени, но сперва разумно будет заглянуть в туристический офис Версаля, на углу этого проспекта с Avenue du Ge ne ral de Gaulle. Там обычно пасётся куча народа – одним нужна бесплатная карта города, другие интересуются заказом экскурсий, третьим хочется забронировать отель, - так что приготовьтесь к некоторому ожиданию: карта Версаля очень даже пригодится в дальнейшем, да и буклеты с информацией про интересные объекты не помешают: одним дворцовым ансамблем достопримечательности Версаля не исчерпываются. А, туристический офис также продаёт путеводители по Версалю, в том числе на русском языке, так что желающие изучить дворец в деталях приглашаются к стендам.

В турофисе есть кое-какие сувениры, однако лучше сделать покупки в другом месте, и уж конечно проигнорировать соседнее здание, оккупированное магазином "Press Maneges": там цены совершенно непотребные, и магнитики с видами Версаля, например, обойдутся в 6 евро вместо нормальных трёх, открытки идут по полтора евро, словом, ценники завышены донельзя. Спрос меж тем есть, да ещё какой, ведь тем туристам, кто не удосужился купить сувениры и спохватился о них перед отъездом, деваться попросту некуда. Я же подскажу чуть позже несколько полезных местечек, где можно купить сувениры из Версаля куда дешевле, так что "Press Maneges" можно и нужно оставить в покое.

Перейдём теперь к осмотру дворца. Рассказывать про красоту главной достопримечательности Версаля бессмысленно, эту достопримечательность надо лично увидеть, а вот порассуждать о том, как и почему стали строить дворец, определённо стоит. Дело даже не в том, что французский ансамбль стал прообразом таких известных дворцово-парковых комплексов, как отечественный Петергоф, баварский Херренхимзее, португальский Келюш, венский Бельведер, берлинский Сан-Суси – это только прямые заимствования планировки и стиля, подражаний не счесть, не говоря уж про общее влияние на умы и архитектуру. Версаль важен тем, что Людовик XIV рассматривал его как символ своей ничем не ограниченной власти, власти, способной повелевать миром и уж, конечно преобразовывать природу. По общим прикидкам, затраты на сооружение дворца и обустройство парка обошлись примерно в ту же сумму, в какую влетели все грандиозные преобразования Парижа, предпринятые бароном Османом. Вольтер не зря говорил, что если бы король затратил на свою столицу хотя бы одну пятую того, что ему стоила победа над природой в Версале, то Париж был бы также хорош везде, как хорош он возле Пале-Рояля и Тюильри …

Строительство Версаля потребовало напряженного труда огромного количества мастеров, художников различных специальностей. Вся территория будущего парка была выровнена, находившиеся там поселки снесены, не пощадили строители даже охотничий замок, принадлежавший отцу заказчика, королю Людовику XIII. Собственно, эта сравнительно небольшая постройка, возведённая в 1624 году и перестроенная десятилетие спустя архитектором Леруа, дала толчок всему предприятию: принц, будущий Людовик XIV, не раз бывал в Версале и наверняка оценил как его расположение – вроде как достаточно близко от Парижа, чтобы держать город под неусыпным контролем, и в то же время далеко от Парижа, который монарх ненавидел, считая его рассадником проклятой Фронды. И вот Парижу с его грязными кварталами, кривыми улочками и жуткой неупорядоченностью король-солнце решил противопоставить четкий и размеренный план, отображавший мечты о жёсткой иерархии. Декарт в своё время возмущался, что, мол, старинные города, разрастаясь с течением времени из небольших посадов и становясь большими городами, обычно столь плохо распланированы, по сравнению с городами-крепостями, построенными на равнине по замыслу одного инженера, что можно подумать, будто это скорее дело случая, а не разумная деятельность людей. Наверное, если бы была возможность, философ распорядился бы снести все кривые улицы и заменить их прямыми проспектами. У Людовика XIV такая возможность была…

Считается, что образ Версаля был навеян повелителю Франции ансамблем Во-ле-Виконт, принадлежавшим генеральному контролеру финансов Н. Фуке. Над этой впечатляющей усадьбой работали самые выдающиеся мастера того времени, чьи имена скоро прославятся на весь мир - Лево, Лебрен и Ленотр. Их совместное творчество, как гласит легенда, произвела столь сильное впечатление на короля, что тот немедленно отправил Фуке в отставку, предал суду, конфисковал имения и сгноил в тюрьме. Авторам же проекта было велено превзойти самих себя и создать нечто еще более поразительное. Местом воплощения королевской воли стал строящийся новый дворец в Версале. Каждый из них отвечал за определенный участок работы, так что всю организацию огромного комплекса под названием Версаль можно поделить на три составные, взаимодействующие части - здания, интерьеры, парковая зона.

И вот прежде чем начнётся наша экскурсия по Версальскому дворцу, давайте познакомимся с главными действующими лицами поближе. Французский живописец Шарль Лебрен был учеником итальянской школы. В 1642 году он приехал на Апеннинский полуостров, где в течение четырех лет изучал античную скульптуру, произведения мастеров эпохи Возрождения и болонской школы. Один из основателей Королевской академии живописи и скульптуры, он с 1668 года стал ее директором. Шестью годами ранее Лебрен был признан "первым живописцем короля". Современники считали его настоящим диктатором художественной жизни Франции второй половины XVII века. Для живописи Шарля Лебрена характерны нормативность классицистической композиции и театрализованная патетика, которые сочетаются с пышной декоративностью, то есть его творчество содержит именно те черты, которые считаются признаками так называемого большого стиля абсолютистской монархии Людовика XIV. При возведении комплекса Версаля Лебрен руководил созданием декоративных ансамблей (росписи плафонов, картоны для гобеленов, эскизы садовой скульптуры, мебели и т.п.). Вместе с ним работал "генеральный контролер строений" Людовика XIV Андре Ленотр, развивавший принцип геометрической планировки и подстрижки насаждений, характерный для садов эпохи Возрождения. Сочетая рационализм классицизма с пространственным размахом итальянского барокко, Ленотр создал систему построения обширного регулярного, так называемого "французского" парка. Он известен также как автор проектов Сент-Джеймс-парка в Лондоне и парка в Гринвиче (1662). Наконец, Луи Лево (или, правильнее, Ле Во) с 1654 года считался "первым архитектором короля". Сооружения Лево отличались строгой элегантностью, сложностью планировки, декоративным богатством внутренней отделки.

Три выдающихся мастера, каждый ас в своём деле, сотворили Версальский дворец буквально из ничего, из задрипанной деревни. Даже сейчас, когда туристы могут перемещаться по миру сколько угодно и любоваться самыми выдающимися сооружениями, ансамбль Версаля всё равно поразителен.

Это убеждение всецело разделяет великое множество людей, так что желающих попасть внутрь обычно просто полчища, если, конечно, дело не в понедельник, когда Версальский дворец закрыт для посещения. Очереди на вход достигают гигантских размеров, а если учесть, что тургруппы пропускают приоритетно, некоторым стоять приходится по два часа – сперва в кассу час, потом ещё столько же на досмотр. Поэтому я всем, кто собрался посетить Версаль самостоятельно, советую в обязательном порядке приобрести карточку «Paris Museum Pass », которая даёт, во-первых, бесплатный вход в Версальский дворец и другие сооружения ансамбля; во-вторых, обеспечивает проход без очереди, надо просто подойти к контролю безопасности и предъявить карточку. А так придётся отдать 18 евро за комплексный билет «дворец и Трианоны», либо 15 евро только за дворец, но, по моему убеждению, нет смысла экономить трёшницу, лишая себя возможности увидеть знаменитые парковые павильоны изнутри. Попасть во дворец Версаля бесплатно можно также по первым воскресеньям каждого месяца с ноября по май - но тогда и народищу притаскивается немерянно. Что касается входа в парк, то он вообще бесплатен всегда, кроме летних суббот и воскресений, когда включаются фонтаны – уточнить расписание мероприятий и вообще время работы парка и дворца можно на сайте http://www.chateauversailles.fr

Теперь, покончив с практическими, приземлёнными, так сказать, вопросами, можно перейти к созерцанию прекрасного и отдаться дворцу всем сердцем.

Планировку Версаля формируют три дороги, расходящиеся веером. По ним королевская воля гонцами распространялась по всей Франции, и по ним же знать, жившая в прилегающих ко дворцу кварталах, стекалась по утрам, чтобы принять участие в церемониях двора. Каждый день в 5:30 парадные ворота Версальского дворца распахивались и посетители выходили в первый двор, нынче украшенный конной статуей Людовика XIV – его всегда называли Двором Министров. Так называемые Крылья Министров, два длинных здания в глубине, завершают облик Версаля на первом этапе, передавая эстафету Королевскому двору, также ограниченному зданиями: слева находится Старое крыло, справа Крыло Габриеля; доступ в эту часть дворца разрешался только каретам короля. Наконец, третий, последний двор, носит имя Мраморного. Его окружают старинные корпуса, напоминая о былом существовании охотничьего замка. Чередование кирпича и тёсаного камня в фасаде порождает атмосферу нарядности праздничности, служебные флигели, соединённые со дворцом, придают композиции живописность, увенчанные крутыми кровлями башни расчленяют композицию в соответствии с задуманным планом. Последовательное уменьшение размеров каждого следующего двора тоже часть плана, этот ход позволяет постепенно вводить посетителя во дворец и в то же время ансамбль оказывается связанным с веером из трёх проспектов, расходящихся в разные стороны.

Из Королевского двора галерея ведёт к западному фасаду Версальского дворца, самому прекрасному и самому знаменитому. Его гармония тем более удивительна, что занимались строительством два разных архитектора: центральный корпус возводил великий Лево, боковым крыльям сумел придать стилевое единство не менее великий Ардуэн-Мансар. Замысел сосредоточить внимание наблюдателя на горизонталях им обоим полностью удался; для этого строители обустроили плоские кровли вместо привычных для Франции остроконечных, а одинаковую линейность и высоту корпусов подчеркнуло двухуровневое членение ордера. Нижний ордер с арочными проёмами окон несколько отличается от верхнего, выполненного в строгом ритме пилястров и колонн, но вместе они составляют единое целое. Обратите внимание, что центральный корпус и два крыла принадлежали непосредственно королевской семье, а венчающий здание аттиковый этаж предназначался для размещения разного рода знатных персон. В самом-самом центре здания располагалась спальня короля, дополнительно подчёркивая его власть и значение.

В создании эффекта парадности парадности интерьеров Версаля и их великолепии огромная роль принадлежит декоративному искусству, достигшему в XVII веке блестящего расцвета. Отделка интерьеров велась длительное время и не завершилась даже со смерть Людовика XIV. Все же основную часть работ "первый художник" и его помощники выполнили сами. Парадные апартаменты Версальского дворца представляют собой анфилады залов, из которых многие посвящены олимпийским богам и носят их имена - зал Геркулеса, зал Венеры, зал Меркурия. Потолки украшены плафонами с аллегорической живописью, прославляющий величие Франции. Стены облицованы цветным мрамором, украшены скульптурами и картинами, рельефами из золоченой бронзы. Убранство обильно и разнообразно, формы массивны, но строго подчинены правильным очертаниям, в которых господствуют прямые линии, прямые углы и правильные полуокружности. Центральный, самый главный корпус дворца занимают отделанные с необычайным великолепием залы для торжественных церемоний, приёмов и балов – в первую очередь всем, кто посетил Версальский дворец, припоминается, конечно, Зеркальная галерея длиной 73 метра, фланкируемая залами Мира и Войны. На громадном полуциркульным своде Зеркальной галереи расположены фрески работы Лебрена. Все они изображают сцены славных побед французского оружия. В этих картинах тонко смешиваются черты барокко и черты классицизма. Если "Переход через Рейн" символизирован колесницей Юпитера, опрокидывающего врагов и сопровождаемого по барочным канонам множеством мифологических фигур, то в композиции "Приготовление к голландскому походу", напротив, преобладает элемент классической рассудочности, в позах и постановке основных фигур чувствуется некоторая статичность. Главное - при всем богатстве украшений в Версальском дворце царит чувство меры и продуманное согласование частей. Хотя лично я не уверен до конца, что французский король, чьи военные успехи воспевают творения Лебрена, в полной мере наслаждался ими – особых успехов-то Людовик XIV на самом деле не добился, будучи принуждён и зарейнские области покинуть, и Голландию в покое оставить. Только страну разорил…

Из окон дворца открывается лучший вид на Версальский парк, куда непременно следует отправиться после окончания экскурсии. Парк отличается необычайной гармоничностью и не будет преувеличением сказать, что на огромной территории перед зрителем предстаёт настоящий гимн классицизму. Строгая организованность всех элементов начинается с дворца, который, как уже было сказано, на парковой стороне отличается одинаковой высотностью, подчеркнутой линейностью всех корпусов, что вполне соответствует плоскостному стилю парка. Как ни удивительно, а по сравнению с общей трёхкилометровой длиной Версальского парка перепад высот выражен крайне незначительно, и равен лишь двадцати пяти метрам; иными словами, перед нами явное свидетельство того, что планиметрическое начало взяло верх над пространственным. Со стороны парка дворец смотрится, как огромный, широко распространившийся карниз. Его фасады подчинены главной, и, по существу, единой теме - теме ордера. Перед главным фасадом расположен так называемый "водяной партер" с двумя симметричными водоемами. От него лестницы ведут к фонтану Латоны, изображающему богиню с ее двумя детьми - Дианой и Аполлоном; эта скульптурная группа возвышается над искусно созданной пирамидой концентрических бассейнов. От фонтана Латоны длинный зеленый газон выводит посетителя парка к величественному фонтану Аполлона, тоже впечатляющему донельзя. Античный бог изображён катающимся на запряжённой четвёркой лошадей колесницу, которая в стремительном движении выносится из-под воды; подвластные Аполлону тритоны трубят в раковины, возвещая о скором приближении божества. Надо сказать, что выбор композиции не случаен – как известно, в позднем периоде развития Греции Аполлон отождествлялся с солнцем во всей полноте его целительных и губительных свойств. Кому же как не Аполлону авторы проекта парка должны оказывать честь находиться честь находиться близ самого прекрасного дворца самого могущественного в Европе "короля-солнца"?

Насмотревшись и нафотографировавшись, двигаемся дальше, тем более что вот-вот появится ещё один кандидат на создание массы фотографий: сразу за бассейном Аполлона начинается Большой канал шириной 62 метра и длиной 1520 метров; его вдалеке строго перпендикулярно пересекает Малый канал. Расцвет садово-паркового искусства сделал возможным создание необыкновенного оптического эффекта – вечером наблюдателю кажется, будто солнце на закате опускается в зеркальные воды каналов, то есть выходит, что даже стихийная и непредсказуемая природа становится частью размеренной композиции Версаля. Вообще, культу Солнца было уделено в декоре Версаля особое место; ведь "солнцем" называли самого короля. Многочисленные дорожки расходятся лучами из определенных центров, и вся эта рациональность, вместе взятая, образует симметрию парка, в котором "роща склоняется к роще, каждая аллея имеет брата. Одна половина партера - отражение другой, глазу мучительно видеть это насилие над природой; деревья как статуи и статуи подобны деревьям". Пожалуй, нигде так ярко не проявляется рационализм, а, следовательно, и холодный, академический классицизм, как в подстрижении деревьев и кустов, в попытках человека обуздать и переделать природу. Неопрятным, своенравным лесным массивам не нашлось места в Версальском парке, и лишь многие годы спустя дикие деревья снова заняли значительную часть принадлежавшей им когда-то территории. В настоящее время лишь небольшая часть парка сохранила организацию первоначального замысла. Но и до сей поры стоят нарядные павильоны, декоративные элементы, различные скульптуры. В их создании принимали участие Ф. Жирардон, А. Куазевокс и другие авторы, а вдохновляли их творчество античные мифы. Чарующие слух названия говорят сами за себя - фонтан нимф Дианы, фонтан Нептуна, статуя Венеры, фонтан амуров. Стоит отметить, что многие скульптуры Версаля имеют в своей композиционной и пластической основе барокко, и в этом отношении они контрастируют с необычайно четкими линейными, геометрическими образцами архитектуры. Другой "живой" деталью в царстве расчета и геометрии стала бесконечно струящаяся вода фонтанов, хотя и тут строители не позволили природе разгуляться. В мирке ритма и пропорций не нашлось места бурным страстям водопадов или живым потокам ручейков. В Версале повсюду проявляется стремление человека подчинить природу разуму и воле. Это вершина в развитии французского, так называемого регулярного парка.

Так как Версальский парк занимает приличную площадь, прогулка по нему потребует немало времени и сил. Облегчить знакомство с местностью призван туристический паровозик, каждые полчаса курсирующий по территории. Стоит такое удовольствие 6.90 евро, отправления осуществляются с площадки возле левого крыла дворца, если стоять к нему спиной и смотреть на Гранд-канал. Билеты действительны на весь день, то есть можно выходить на остановках, осматривать очередную достопримечательность Версаля и снова садиться на поезд (если свободные места найдутся). Справки насчёт этой возможности посмотреть Версальский парк удобно навести на сайте http://www.train-versailles.com

Другим способом увидеть многогранную красоту парка с недавних пор являются электросамокаты. Прокатная контора, предоставляющая в аренду это чудо техники, находится перед входом во дворец, на Place d"Armes, там ещё рядом туристический офис Версаля. Прокат стоит 10 евро за час, участие в экскурсиях, которые проводятся, когда набирается приличное число желающих, обойдётся немного дешевле. По парку также катаются электромобильчики, но их за использование надо отдать кругленькую сумму в 30 евро за час и иметь при себе водительские права. С другой стороны, если взяться за дело компанией из четырёх человек, то аренда электромобиля в Версале выйдет ненамного дороже, чем стоят 4 билета на туристический паровозик.

Есть в Версале ещё одно оригинальное развлечение – катание на лодке по Гранд-каналу. Полчаса аренды влетят в 11 евро, час обойдётся в 15 евро. Для того чтобы покататься на лодке по Гранд-каналу потребуется залог в 100 евро или документы.

С помощью вышеперечисленных средств передвижения можно осмотреть Версальский парк достаточно оперативно, хотя, если честно, осматривать его надо неторопливо несуетливо: парковая атмосфера располагает к вдумчивым прогулкам. Я, например, гулял по парку трижды, и всё равно многие его уголки остались для меня «terra incognita ».

Наибольший интерес для туристов, желающих осмотреть Версальский парк самостоятельно, представляет парочка мини-дворцов, известных как Трианоны. Первый объект, Большой Трианон, появился на территории Версаля ещё при Людовике X I V, когда кусок местности к северу от Гранд-канала король выкупил для своих нужд. Небольшое провинциальное селение Трианон снесли под корень, вместо него появилась изысканная постройка, предназначенная для отдыха по-королевски; французский монарх говаривал, что, мол, Трианон был создан лично для него, в то время как Версаль - для двора. Постройку исполнили в стиле классических итальянских палаццо - одноэтажное здание из нежно-розового мрамора с большими арочными окнами и дорическими пилястрами между ними отлично вписывается в окружающий пейзаж. В правом крыле дворца жили фаворитки короля - мадам де Ментенон и мадам де Помпадур. Внутреннее убранство оказалось с течением времени утрачено, однако его впоследствии достойно восполнили, и сейчас интерьеры Большого Трианона выглядят совершенно роскошно.

Неподалёку от Большого Трианона расположен Малый, построенный в 1762-1764 годах Жаком Анже Габриелем. Приглашение Людовиком XV именно этого зодчего не случайно: Габриель был типичным представителем классицизма, чьи рациональные по планировке, четкие и ясные по форме, изящные по отделке произведения до сих пор радуют глаз своей логической завершенностью. К Малому Трианону прилегает пейзажный парк с Бельведером, храмом Любви и Малым театром. Все постройки были возведены в начале последней четверти XVIII века, буквально за десятилетие до грянувшей революционной бури. Самым известным «жильцом» дворца стала небезызвестная Мария-Антуанетта, избравшая его для безмятежного времяпрепровождения вдали от нудного Версаля. А расслаблялась будущая жертва гильотины в Деревне Королевы. Та стала заключительным штрихом в создании ансамбля Версальского парка. Искусная имитация сельских домов с соломенными крышами, молочной фермы и мельницы, приводимой в действие небольшим ручейком радовала супругу незадачливого Людовика XVI вплоть до самого падения режима, Мария-Антуанетта проводила в идиллической деревушке время со своими дамами тогда, когда ей хотелось побыть его на свежем воздухе вдалеке от широких, длинных аллей Версаля, на которых люди чувствовали себя маленькими и беззащитными. Строительство ансамбля началось в 1785 году, и до начала Великой Французской революции зодчие возвели полдюжины живописных зданий, включая мельницу, на чьи крылья следует ориентироваться при прогулке по парку; оно понятно, указатели есть, но лишний ориентир всё же не помешает. Сейчас искусственная деревня смотрится очень здорово: в прудах водится рыба, на огородах «жируют» овощи, вокруг полное умиротворение…


Версальский ансамбль славится своей красотой, но поверьте мне, когда включаются фонтаны Версаля, парк и дворец преображаются. А поскольку включаются они, что называется, «в час по чайной ложке», то желающих увидеть дивное зрелище просто море. Поэтому разумно совершить три поездки в Версаль: одну совершенно в точно в понедельник, когда дворец закрыт, зато открыт и практически пустынен парк, вторую для осмотра дворцовых помещений, третий же визит приурочить ко времени, когда работают фонтаны Версаля – их запускают с 11 до 12 и с 15:30 до 17 часов по субботам и воскресеньям; в это время за вход в Версальский парк придётся заплатить 8.5 евро. Есть ещё ночные фонтанные шоу Версаля, они проходят в июле, августе и начале сентября каждую субботу и в кое-какие другие дни – за дополнительной информацией отсылаю на сайт http://www.chateauversailles-spectacles.fr

Великолепные дворец и парк привлекают внимание туристов практически целиком, оставляя прочие достопримечательности Версаля далеко позади. Между тем, в городе есть как минимум полдюжины очень интересных зданий, осмотр которых станет, по-моему, приятным дополнением к основной программе визита. Вот, например, на Rue de la Paroisse в паре кварталов от дворца стоит элегантная церковь Нотр-Дам. Её построили в период с 1684 по 1686 году по распоряжению Людовика XIV, и занимался строительством никто иной, как знаменитый архитектор Ардуэн-Мансар. Благодаря его таланту церковь вышла на редкость сбалансированной и гармоничной; особый шарм придаёт ей расположение в створе Rue Hoche, это позволяет сперва оценить здание в перспективе, а потом приблизиться и изучить его отдельные детали.

Поскольку симметрию всей округе задаёт Версальский дворец, будет, пожалуй, излишним удивляться тому, как симметрично относительной церкви Нотр-Дам расположен собор Версаля – если взять карту города и сложить её вдвое по центральной Avenue de Paris , то храмы почти что совпадут. Колоссальный собор Сен-Луи возвели в середине XVIII века по проекту, вызывавшему в своё время немало споров. Кое-кто из противников строительства без обиняков говорил, что болотистая почва не выдержит такой крупной постройки, и проблемы с фундаментом действительно преследовали собор очень долго. В результате крупный храм был закончен только почти через сто лет после закладки первого камня. Впрочем, итоги работ следует считать более чем удовлетворительными: храм вышел хоть куда, и смотрится роскошно как снаружи, так и внутри – стиль рококо обязывает уделять огромное внимание оформлению. Так что рекомендую обязательно посетить собор Сен-Луи, о существовании которого большинство приезжающих в Версаль, поди, и не подозревает…

Дополнительным стимулом добраться до версальского собора станет наличие рядом с ним ресторанчика "Chez Gaby", который я обязательно должен прорекламировать. Посещение заведения позволяет пообедать в Версале недорого, благо здесь предлагают клиентам полноценный обед из трёх блюд всего за 9 евро! Представляете, оказывается можно недорого пообедать всего за 9 евро в таком наводнённом туристами местечке, как Версаль, получив за эти скромные деньги закуску, основное блюдо и десерт! Напитки, правда, не включены в указанную цену, но всё равно трапеза получается очень недорогой.

А всё потому, что во время прогулки по Версалю мы с вами отклонились от протоптанных, хорошо известных туристам путей. Стоит продолжить эту тенденцию, и в окрестностях Rue Royale найдётся множество занятных домишек, аккуратных двориков, пустынных переулков с выбивающейся из-за заборов зеленью. Гулять по этой части городка чертовски приятно, в том числе и потому, что туристов вокруг нема, если кто и попадается, так исключительно местные жители. В доме 14 по Rue Royale мне попалось, кстати, другое отличное местечко, где можно недорого пообедать в Версале, ресторан «La Voltaire». Это заведение с французской кухней предлагает комплексные обеды всего за 11.50 евро, тоже три блюда, и тоже очень выгодно. Эти цены куда приятнее тех, что выставляют заведение в центре города, такие, как, например, "Place d"Armes" на одноимённой площади. Да, вид на Версальский дворец от столиков прилагается, но цены… 5 евро просят тут за ерундовый сэндвич, почти столько же стоит заурядный омлетик, а уж обед влетит в копеечку…

Абсолютно та же ситуация с сувенирами: я уже упоминал про лавочку рядом с турофисом и вокзалом «Rive Gauche », где цены запредельные, так вот надо всего лишь отойти маленько в сторону от тургрупповских маршрутов, и цифры ценников волшебным образом уполовинятся. Вот, скажем, по адресу Rue Carnot 45 есть магазин "Civite Royale", где можно купить сувениры из Версаля очень даже дёшево: громадная открытка-панорама обойдётся в 1.20 евро, сувенирный колокольчик с идиллическим пейзажем парка стоит 3.50 евро, стеклянный шарик с макетом дворца внутри идёт по 6.80 евро.

Само собой, в округе есть и другие магазины, где можно дёшево купить сувениры из Версаля, но я привожу только те точки, которые попались мне на глаза – не было у меня, знаете ли, цели рыскать по улицам в поисках самых дешёвых сувениров. Могу, впрочем, назвать ещё одно небезынтересное местечко, пусть и не впрямую связанное с сувенирной продукцией, однако позволяющее её приобрести. Это блошиный рынок Версаля, разливающийся по площади, образованной пересечением Rue de la Paroisse и Rue du Mare chal Foch. На лотках и прямо на земле разложено множество всякой всячины типа бижутерии и солнцезащитных очков, есть возможность купить диски с французской музыкой, ну и, само собой, одежда тоже присутствовала, причём вроде бы добротная.

Тут же, по соседству есть крупный супермаркет "Monoprix", скрывающийся от посторонних глаз стеллажами косметики. Стеллажи эти маскируют подлинное нутро магазина, на самом деле почти целиком отданного продуктам и напиткам – отличный шанс купить воды или сока перед прогулкой по Версальскому парку, можно также последовать примеру местных жителей и запастись багетами-сыром-колбасой-бутылочкой вина для пикника.

Есть продуктовый супермаркет и в другой части Версаля, почти рядом с вокзалом "Versailles Chantiers", в доме 47 по на Rue Etats Generaux . К услугам "Franprix" лучше всего обращаться тем, кто рассчитывает совместить посещение Версаля с поездкой в Рамбуйе: запасаешься, стало быть, едой перед тем как сесть в электричку, и перекусываешь на ходу, если времени на полноценный обед не нашлось. Во дворец Рамбуйе ведь вход ограничен, и опоздавшие на очередной сеанс могут только локти кусать в досаде. Так что давайте попробуем добраться из Версаля в Рамбуйе , чтобы увидеть тамошний замок-дворец…

Из Парижа – вот вопрос, который может возникнуть у вас, если вы решили устроить себе однодневную экскурсию в Версальский из Города Света.

Со всеми удобствами современного транспорта, Версаль сегодня гораздо ближе к городу, чем это было в дни Людовика XIV.

Существует несколько вариантов, как добраться до Версаля, и сейчас я вам их перечислю.

Добраться до Версаля на RER

Наверное, самый простой – это воспользоваться RER.

Поезда отправляются каждые 25 минут, и проезд отнимет у вас около 30 минут.

Это самый быстрый, дешевый и простой способ путешествовать из Парижа в Версальский замок.

  • Купите билет на RER C5 до станции Versailles Rive Gauche. Его нужно покупать на зоны 1- 4, при проезде туда и обратно стоимость составляет 6,1 евро.
  • RER C в Версаль отходит от станций: вокзал Аустерлиц, Нотр-Дам, Музей Орсе, Инвалиды, Понт Альма, .
  • Обратите внимание: если до какой-либо из этих станций вы едете на метро, отдельный билет покупать не нужно. Компостируете билет на RER в метро, а потом его еще раз при переходе на станцию RER.
  • Поездка займет минут 30 или около того. Версаль в конце линии.
  • Следуйте за толпой после выхода и минут через 10 вы попадете в Версаль.

Поездом с парижских вокзалов

Если вы живете недалеко от одного из парижских , то можно добраться на поезде.

От вокзала Сен-Лазар идет поезд SNCF линия L до станции Versailles Rive Droite. Дорога займет приблизительно 35 минут.

Если вы едете с вокзала Монпарнас, то выбираете линию N до станции Versailles Chantiers. Это путь короче, всего 11 минут. Но в обоих случаях от станции до дворца идти минут 20 пешком.

Автобусом до Версаля

Существует автобус №171, который идет от станции метро Понт де Севр (Pont de Sevres), это конечная остановка 9-ой линии.

На такси

Можно ехать на такси до Версаля, стоимость составит приблизительно 50 евро. Поездка по идее должна занимать около 30 минут, но, так как движение может быть ужасающим, время в пути легко увеличивается вдвое.

Поезд до Версаля

Так что, на мой взгляд, решая для себя вопрос, как добраться до Версаля, самым быстрым и удобным способом является RER.

5 Комментарии

    Поезд RER — идеальный вариант. Это быстро, удобно, экономно. А также вы сможете насладиться замечательным видом на Нотр-Дам и Эйфелеву башню.

    Какой же стильный этот RER, жаль, нет фото внутри. Для меня он сам достопримечательность. И экономично, раз можно использовать билет метро.

    Лариса, есть фото внутри. То, что на нижнем снимке — это внутренность вагона, оформленная таким красивым образом. С метро — все наоборот. Билет RER можно использовать в метро, а билет на метро на RER нельзя, потому что он покупается отдельно и стоимость зависит от зоны.

    Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста:
    1. Если еду на RER C из Версаля и пересаживаюсь на Линию метро 13 до Place de Clichy, мне не надо еще билета приобретать, а надо прокомпостировать имеющийся билет? Если да, то где это сделать?
    2. Если решу ехать на 171 автобусе в Версаль, то при входе в автобус мне можно прокомпостировать один из заранее приобретенных билетов для поездок в метро? Но они разные: t и t+, какие надо приобрести. Если не так. то как оплатить?
    Заранее спасибо.
    и Еще так и не дошло до меня, если на автобусе приеду, билет смогу купить слева от центрального входа?
    Спасибо

    Здравствуйте, Елена!
    1. Если у вас есть билет на RER, то в пределах Парижа используйте его в метро. Вы прокомпостируете его при переходе из зоны RER в зону метро.
    2. В этом автобусе используйте билет t+ для поездок на метро.

Время работы Версаля

Различные части комплекса имеют разное время работы, зависящее от времени года. Все они работают дольше в высокий сезон – с апреля до октября.

Версальский дворец : 9.00 – 17.30 (до 18.30 в высокий сезон)

Дворец Трианон и владения Марии-Антуанетты : 12.00 – 17.30 (18.30 в высокий сезон)

Сады Версаля : 8.00 – 18.00 (20.30 в высокий сезон)

Парк : 8.00 – 18.00 (7.00 – 20.30 в высокий сезон)

Внимание! По понедельникам Версальский дворец, дворец Трианон и владения Марии-Антуанетты закрыты. В праздничные дни (1 января, 1 мая и 25 декабря) дворцовый комплекс не работает.


Как добраться до Версаля

  1. Вы можете забронировать экскурсию на русском языке с отправлением из Парижа (97 евро: гид, транспорт, входной билет):

или

(от 3660 рублей за машину в одну сторону)

4. В Версаль на электричке ()

Около Версаля расположены 3 вокзала:

  • Versailles Rive Gauche. Сюда приходят электрички RER C с парижских станций Saint-Michel и Champs de Mars. Вам необходимо купить билет со станции отправления до станции Versailles Château Rive Gauche (стоимость 1 билета на RER Париж — Версаль — 8,20 евро туда-обратно) или воспользоваться каким-нибудь абонементом на транспорт (22,80 евро на неделю), (12,40 евро за 1 день), (25,25 евро за 1 день), действующим в зонах 1-4. Билет t+ для поездки в Версаль не действителен. Для молодых людей до 26 лет есть выгодное предложение: . По нему предоставляется право безлимитного проезда на общественном транспорте; для зон 1-5 на 1 день он будет стоить 8,95 евро.

  • Versailles Rive Droite (сюда приходят поезда Transilien с парижских вокзалов Saint-Lazare и La Défense; стоимость билета в одну сторону — от 2,50 евро)

  • Versailles Chantiers (сюда приходят поезда Transilien с парижского вокзала Montparnasse)

5. В Версаль на автобусе Versailles Express

До Версаля из Парижа можно доехать на специальном автобусе Versailles Express, он отправляется от набережной Port de la Bourdonnais около по вторникам-воскресеньям два раза – в 8.00 и 14.00. Обратные рейсы – в 12.30 и 18.00. Трансферы на полдня: 1) отправление в Версаль 8.00, из Версаля — в 12.30; 2) туда в 14.00, обратно в 18.00. Трансферы на день: туда в 8.00, обратно в 18.00.

Стоимость:

  • проезд туда-обратно: 29 евро (на полдня), 32 евро (на день) (дети до 8 лет включительно — бесплатно, по одному ребенку на одного взрослого);
  • проезд и входной билет в Версаль с аудиогидом: 49 евро (на полдня) (не включен вход в сады в дни представлений);
  • проезд, входной билет с аудиогидом, входной билет в сады (даже в дни представлений), входной билет в Трианон и дом Марии-Антуанеты, билет на туристический поезд для перемещений внутри комплекса: 65 евро (на день).

Остановка Версаль Экспресса в Париже:

Билеты можно купить на сайте перевозчика .

Перемещения внутри комплекса

Чтобы войти во дворец, необходимо сначала купить билет (очередь), затем пройти ко входу А (вторая очередь). Если у вас распечатанный электронный билет или право бесплатного входа, то прямиком направляетесь во вторую очередь на вход.

До Трианона и владений Марии-Антуанетты можно пройти через сады (пешком, на маленьком поезде или на электромобиле), выйдя со стороны дворца через парадные ворота, или через парк, пройдя через ворота Королевы или ворота Сент-Антуана.


Маленький поезд связывает дворец и Трианон (6,90 евро – полный тариф, 5,30 евро – тариф со скидкой).

Также для перемещений можно арендовать электромобиль (30 евро в час) или велосипед.

На территории комплекса работает несколько торговых точек, где можно купить еду и сувениры.

Музыкальные фонтаны, представления в Версале

С марта в Версальских садах устраиваются представления музыкальных фонтанов, ночные шоу и музыкальные спектакли.

Большие музыкальные фонтаны (Grandes Eaux Musicales)

Пруды, боскеты и фонтаны в ритме музыки по субботам и воскресеньям с 6 апреля по 27 октября 2019 г., по вторникам с 21.05 по 25.06, а также 15 августа 2019 г.

Боскеты открыты с 9.00 до 18.30.
Музыка в боскетах с 10.00 до 18.30.
Пуск воды в выходные с 11.00 до 12.00, с 15.30 до 17.00, по вторникам с 11.00 до 12.00, с 14.30 до 16.00.
Пуск воды в Зеркальном бассейне (Bassin du Miroir) каждые 10 минут с 10.00 до 18.30.
Пуск воды в боскете Водного театра (bosquet du Théâtre d’eau) каждые 15 минут с 10.00 до 18.30.
Пуск воды в бассейне Нептуна в 17.20 (по вторникам не работает).

Музыкальные сады (Jardins Musicaux)

Некоторые боскеты и уголки французского регулярного сада, обустроенного великим Андре Ленотр, представлены в музыкальном сопровождении по вторникам со 2 апреля по 14 мая, со 2 июля по 29 октября, по пятницам с 5 апреля по 25 октября 2019 г. Музыка включается с 10.00 до 18.30.

Большие ночные фонтаны (Les Grandes Eaux Nocturnes)

С наступлением ночи в садах разворачивается фееричное зрелище с иллюминированными бассейнами и боскетами, с цветовыми инсталляциями, водными эффектами в Зеркальном бассейне, фейерверком с Большого канала. Каждую субботу с 15 июня по 21 сентября 2019 г.

Билет в Версаль

Билет можно купить непосредственно на месте (приготовьтесь к длинной очереди) или онлайн (билет в Версаль онлайн на официальном сайте ).

Лицам младше 18 лет вход на постоянные выставки дворца, в Трианон и владения Марии-Антуанетты бесплатный.

Вход в парк для пешеходов бесплатный, для транспорта – 3 евро за мотоцикл, 6 евро за автомобиль, 30 евро за автобус.

Вход в сады бесплатный, за исключением дней работы музыкальных фонтанов. Для детей до 5 лет бесплатно всегда.

В первые воскресенья месяцев с ноября по март вход в комплекс бесплатный для всех.

С абонементом вход в парковый комплекс, включая посещение дворца, бесплатный. В дни, когда проходят представления и запуск фонтанов, допуск в парк и сады только по билетам (пасс на эту часть комплекса действовать не будет).

Название билета Что можно посетить Стоимость
Билет Passeport Весь дворцово-парковый комплекс 20 евро

27 евро в день работы музыкальных фонтанов

Билет Passeport на 2 дня Весь дворцово-парковый комплекс на 2 дня 25 евро

30 евро в день работы музыкальных фонтанов

Билет Château Только Версальский дворец 18 евро полный тариф
Билет Château de Trianon Дворец Трианон, сады (за исключением дней работы музыкальных фонтанов), парк, галерею карет 12 евро полный тариф

бесплатно для лиц младше 18 лет

Billet Grandes Eaux Musicales Вход в сады во время работы музыкальных фонтанов 9,50 евро полный тариф онлайн

8 евро при покупке онлайн — с 6 до 17 лет

Billet Jardins Musicaux Вход в музыкальные сады 8,50 евро полный тариф онлайн

7,50 евро онлайн — с 6 до 17 лет

при покупке билета на месте + 1 евро к указанной стоимости

Billet Grandes Eaux Nocturnes Билет на вечернее водно-световое шоу по субботам с середины июня до середины сентября 26 евро полный тариф

22 евро — с 6 до 17 лет

подборка полезных сервисов и сайтов для путешественника.

Как добраться из Парижа в Версаль? Вот вопрос, который часто возникает у самостоятельных путешественников. Существует несколько возможностей посетить этот роскошный дворцовый комплекс. Рассказываю по порядку.

Изучив Париж, самостоятельные туристы стремятся расширить границы и побывать в Версале, в бывшей королевской резиденции, тем более, что расстояние от Парижа всего 20 км. Я расскажу, как доехать до дворцового комплекса всеми возможными способами.

Подробнее о Версале я писал . И прежде чем отправляться осматривать дворец, уточните на сайте , работает ли он в этот день.

На поезде

Скоростная электричка RER

Самый простой и популярный вариант – это поездка на поезде RER (система скоростных электричек). Выберите линию С («подсаживайтесь» на нее на станциях Musee d’Orsay, Champ de Mars-Tour Eifell, Les Invalides, Pont de l’Alma, Invalides, St. Michel-Notre Dame, Gare d’Austerlitz) и поезжайте до станции Versailles Rive Gauche.

Советую купить сразу 2-а билета, туда и обратно, чтобы два раза не стоять в очереди. В кассе говорите, что надо до Версаля, вас поймут. На оба билета вы потратите около €7 (нужен билет на зоны 1-4). Эти билеты будут действительны для проезда в метро, только прокомпостируйте их.

Время в пути – 34 минут. Поезда курсируют каждые 15 минут. Выходите на станции Versailles Rive Gauche. Как выйдете из поезда, перейдите дорогу и сверните на улицу Rue de Paris. Через 10-15 мин. дойдете до дворцовых ворот.

С вокзала Сен-Лазар (Gare Saint-Lazare) тоже можно попасть в Версаль. Надо воспользоваться поездом SNCF линия L. Время в пути примерно такое же, минут 35. Ваша остановка – Versailles-Rive Droite.

Если вы отправляетесь с вокзала Монпарнас (Gare Montparnase), то время в пути будет меньше – минут 11. Выходите на остановке Versailles-Chanties.

Но помните, от станции до Версаля надо идти пешком примерно 20 мин.

Информацию о цене билета на поезд и расписании смотрите .

На автобусе

Так же недорогой способ попасть в Версаль – это поездка на автобусе. Надо доехать на метро до станции Pont de Sevres (9 линия), выйти и по указателям дойти до остановки автобуса № 171 (это рядом с метро). Автобусы курсируют с периодичностью 15-20 мин. с 06:00 до 24:00. Живописная поездка на автобусе до Версаля займет у вас примерно 30-40 минут. Для проезда используйте обычные билеты, по которым ездят в зонах 1-2 Парижа. Расписание автобуса №171 смотрите .

Такси

Поездка на такси комфортна, но она вам обойдется в один конец в €50-60.

На авто

До Версаля из Парижа нетрудно добраться и на автомобиле, автомобильные карты или навигатор вам в помощь. Запарковаться можно на автостоянках у дворцов Большой и Малый Трианон, у аллеи Байи и на площади Армии. Парковки платные.

Арендовать машину в Париже можно, прогуливаясь по центру, в аэропорту (дорогой вариант) и по интернету (удобно и оптимально по цене).

На велосипеде

Расстояние между Парижем и Версалем невелико и вполне преодолимо на велосипеде, арендовать который можно во множестве туристических мест Парижа. Например, на ж/д станции Raymond Poincaré. Стоимость аренды обычного велосипеда – €12 в день, электрического – €20.

Автобусы-экспрессы

В любом туристическом офисе Парижа вам предложат экскурсию в Версаль. А автобусы-экспрессы довезут вас до дворца и обратно на полдня или целый день, на время ночного фонтанного шоу. Возможны комбинированные билеты, куда входят дорога и вход во дворец или на шоу.

Путешествие в Версаль общественным транспортом и покупка билетов самостоятельно обойдется вам дешевле, чем варианты, предлагаемые туристическими компаниями. Но у прямого автобуса есть свои преимущества. Может быть, это ваш вариант. Не надо стоять в очередях, ждать транспорт и экскурсия с персональным или аудио-гидом.

Я надеюсь, теперь вы решите вопрос, как добраться из Парижа в Версаль.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Находятся за пределами Парижа. В этой статье мы расскажем, сколько времени нужно, чтобы добраться до Версаля, насколько длинные очереди стоят во дворец, сколько времени понадобится, чтобы осмотреть дворец и сады, и когда работают фонтаны в .

Очереди, время работы и билеты в Версаль

Билет в Версаль нужно обязательно купить заранее. Мы подчеркиваем слово ОБЯЗАТЕЛЬНО двойной жирной чертой. Вы можете купить их по этой ссылке или в самом Париже, но обязательно заранее.

В Версаль есть две очереди: одна на вход (для тех, кто уже приобрел билеты) и одна за билетами. Каждая из них может растягиваться от часа до двух. То есть, если вы не купили билет заранее, то вы только в очередях на вход можете провести до 3-х часов (и если это будет летом, то под палящим солнцем, ведь тени здесь нет).

Небольшая хитрость от сайт, как попасть в Версаль без очереди : Как мы уже писали, есть и очередь для тех, кто с билетами. Тут нужно знать, что она самая длинная – утром. Все предпочитают сначала попасть во дворец, а потом в парк. Мы вам предлагаем, поступить ровно наоборот. С утра идите в парк. Там пока прохладно и пусто. Прогуляйтесь, сфотографируйтесь, пообедайте в одном из кафе в парке (это гораздо дешевле, чем в самом дворце). Кстати, вот и карта прогулок по садам Версаля (такой же вы можете бесплатно взять на входе в Версаль).

А после обеда отправляйтесь во дворец, очередь заметно спадет, либо ее уже не будет совсем (зависит от сезона) и вы сравнительно быстро попадете в покои короля Солнце.

Дворец открыт с 9 утра до 18:30, последних посетителей пускают в 17:50. Парк работает с 7 утра до 20:30, расписание работы парка может быть изменено в связи с погодными условиями или дополнительными мероприятиями на территории дворца.

Самый дешевый билет в Версаль стоит 20 евро и включает в себя посещение парка и дворца с аудиогидом (не забудьте попросить его на входе во дворец).

Сколько времени нужно на посещение Версаля

На посещение дворца в среднем уходит 2 часа. Этого времени хватает чтобы осмотреть покои Людовика XIV и королевы Марии Антуанетты, посетить и пройтись по основным залам и комнатам. Посещение парка – это примерно 3 часа. Плюс время на дорогу. Учитывайте это. В целом, нужно понимать, что если вы хотите попасть и в парк и во дворец и спокойно насладиться роскошью королевского двора Франции, то на это у вас уйдет целый день. Не стоит планировать на этот же день другие большие мероприятия. На них скорее всего не останется либо времени, либо сил.

Когда работают фонтаны в Версале

Этот вопрос кажется нелогичным, ведь Версаль – это, прежде всего, фонтаны. Однако, в основное время фонтаны выключены. На весь парк работает 1-2 фонтана и они меняются в течение дня.

Для того, чтобы увидеть все фонтаны работающими нужно посетить дворец в специальные дни, которые называются Grandes Eaux Musicales или Jardins Musicaux и купить отдельный билет. Такие мероприятий, когда устраиваются целые музыкальные концерты, случаются в Версале в некоторые вторники и пятницы в летний период. Вечером в пятницу и субботу с мая по сентябрь в Версале устраивают музыкальное . Для посещения Версаля в такие дни, вы можете купить специальное предложение «Королевский вечер в Версале » и тогда насладиться полным великолепием дворцового комплекса.

В любом случае, помните, что посещение Версаля требует от вас поистине королевских сил, зато и дворец запомнится вам надолго!