Отдыхаем в Италии
Поиск по сайту

Имена путешественников и что открыли. Самые известные путешественники в мире

Апр 26, 2016

Век великих географических открытий уже давно завершился, карта мира полностью сформирована и пестрит туристическими маршрутами. Любители традиционного отдыха наслаждаются. Но есть и те, кто не останавливается на изведанном и постоянно стремиться к новым вершинам. сайт рассказывает о современниках, для которых путешествие — не отдых, а смысл жизни, связанный с постоянным преодолением стихии.

России принадлежит множество как внутренних, так и мировых гео- и этнографических открытий и исследований. В свое время страну прославили многие путешественники, осваивавшие неизвестные земли. Спустя века их подвиги вдохновляют наших соотечественников на новые свершения — повторить исторический маршрут или создать свой особенный.

Герои нашего времени ставят перед собой вполне реальную цель и приближаются к ней с юных лет, либо уже после значительного трудового пути. Страсть к путешествиям порождает проект за проектом, воодушевляя людей по всему свету на личные путешествия, а наши герои беззаветно делятся своими успехами, публикуя книги, участвуя в выставках картин и фото, объединяют единомышленников.

Федор Конюхов родился и вырос на берегу Азовского моря. Покорять морскую стихию он начинал с отцом на рыбацкой лодке, а затем и самостоятельно. Спорт, служба в армии и учеба закалили характер и воспитали выносливость, находчивость и отвагу, которые проявятся впоследствии в экспедициях по покорению высочайший горных вершин, водных, воздушных и сухопутных путешествиях.

В биографии Федора Конюхова есть знаковый момент, когда ему от деда достается нательный крест великого покорителя севера Георгия Седова. Русский исследователь оставил его перед последним походом на Северный полюс в надежде, что Михаил Конюхов вручит крест тому ребенку, который сможет добраться до Арктики.

Федор смог добиться заветной цели трижды: пройдя маршрутом легендарного Витуса Беринга и воссоздав условия того периода; в составе советско-канадской трансантарктической лыжной экспедиции, а также совершив одиночный 72-дневный поход до Северного полюса в 1990 году.

Впоследствии Федор покорил за 59 дней Южный полюс, участвовал в сухопутных и вело экспедициях, осуществлял одиночные морские походы, 6 кругосветных плаваний; взобрался на 7 вершин мира, а в этом году планирует , минуя 33-35 тысяч км через Тасманово море, Тихий океан, Чили, Аргентину, Атлантический океан, мыс Доброй Надежды, Индийский океан, вернуться обратно.

Где-бы ни был российский путешественник, его походы связаны с научно-исследовательской деятельностью и развитием российской науки, а также творчеством. Он является автором 17 книг и 3000 картин.

Успешный российский бизнесмен Сергей Доля главной причиной путешествий назвал боязнь авиаперелетов.

Преодоления себя привело к увлечению, о котором Сергей рассказывает в блоге «Страница Виртуальных Путешественников», стремясь познакомить с уникальностью каждого посещенного места, будь то село в российской глубинке, или рыбацкая деревенька в Танзании.

Сергей Доля в экспедиции Toyota на Крайнем Севере в 2016 году Экспедиция с участием Сергея движется по льду моря Лаптевых к порту Тикси, самому северному населенному пункту Якутии, расположенному далеко за Полярным кругом.

Фотоотчеты собирают выставочные залы, публикации формируются в две полноценные книги, а Доля ставит перед собой новые задачи: борется с мусорными свалками ради страны, стремительно худеет ради здоровья, посещает мистический перевал Дятлова. Самым патриотичным проектом считается «Exprussia»: в 2014 году Доля с единомышленниками .

Основатель общества «Академия вольных путешествий» Антон Кротов является автором около 40 книг о посещении городов России, Европы, Африки, Азии, Америки, а также особенностях безопасного пребывания и путешествиях автостопом, поиске попутчиков и достопримечательностях обычного жизненного уклада этих мест.

Важнейшим проектом путешественника является существующий с 2006 года «Дом для всех», ставший базой для путешественников-исследователей в различных странах.

Владислав Кетов. Путешествие вокруг земли, основной этап, 1998 — 2000: Америка. Фото с сайта www.ketov.ru.

Основатель «Этического экологического движения» (ЭДЕМ) петербуржец Владислав Кетов глобальными ценностями считает сохранение жизни на земле и охрану окружающей среды. За это он получил от организации ООН по проблемам окружающей среды (UNEP) в 1995 году официальный статус представителя.

Карта первого в истории путешествия вокруг земли вдоль береговой линии, совершенного Владиславом Кетовым. Фото с сайта www.ketov.ru.

Велосипед, как экологический вид транспорта, и стремление пройти уникальным маршрутом помогли реализоваться на практике самому первому в истории путешествию вокруг земли (вдоль береговой линии материков) с 14 мая 1991 года по 3 июня 2012 года.

Проехав 167 000 км и посетив 86 стран, не миновав при этом зоны боевых действий (Югославию, Ближний Восток, Западную Сахару, Анголу, Мозамбик, Северо-Восточную Африку и Аравийский полуостров, Камбоджу, Колумбию), в основном по труднопроходимым местам, Кетов общался с местным населением, давал пресс-конференции и рисовал на память графические портреты.

Владимир Несин

Владимир всегда увлекался здоровым образом жизни, спортом (самбо) и походами, поэтому после выхода на пенсию занялся пешими путешествиями по миру босиком. В настоящее время прошел более 100 стран, используя из гаджетов и приборов лишь GPS без карты. В 1999 году получил паспорт «Гражданина мира» в Австралии и стремится передать опыт молодому поколению.

Анатолий Хижняк

Спортивные увлечения подтолкнули Анатолия Хижняка к путешествиям в одиночку. Четырнадцатилетним юношей он уже пересек Кольский полуостров, а в 1991 году отправился в Южную Америку, где прошел 500 км по джунглям Амазонки. Считается лучшим в России знатоком Перу.

Экспедиция в Перу с Анатолием Хижняком

Его называют русским Индиана Джонсом, потому что путешествие по Южной Америки начал без каких-либо представлений о языке, практически без карты, в период настоящей войны между местным населением и чуть не погиб после пребывания в пещере инков.

Леонид Круглов

В настоящее время Леонид Круглов готовит документальный проект «Великий северный путь».

Путешественник и документалист Леонид Круглов, основываясь на новейших фактах и исследованиях, повторил путь первого российского кругосветного путешествия И.Ф. Крузенштерна для создания полной реконструкции и документального фильма. За 13 месяцев на легендарном барке «Седов» было вновь пересечено три океана.

Текст: Ольга Михайлова


Ответ:

Сегодня Землю изучают из космоса, посылают автоматические станции к другим планетам, сравнивают их природу с природой Земли и глуб­же познают ее как часть Вселенной. Создаются международные научные экспедиции, проводятся совещания, идет обмен научной информацией. Современная география располагает сведения­ми о геологическом прошлом нашей планеты, об особенностях строения и развития каждой гео­сферы, о компонентах природы, их взаимосвязях, о природных комплексах и о самом большом из них - географической оболочке, которая в наши дни находится под огромным влиянием деятель­ности человека. В наш космический век Земля, которая рань­ше казалась необъятно огромной, перестала быть такой. Сейчас есть возможность быстро попасть в любой уголок Земли, собрать данные о происхо­дящих в ее природе явлениях и процессах. Но ведь так было не всегда! Основные этапы накопления знаний о Земле.

Зачатки географических знаний ученые находят у народов Древнего Востока - жителей Месо­потамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия земледелием и скотоводством, торговля, расселе­ние народов и войны приводили к накоплению знаний об окружающем мире. При переходе через пустыни, при плавании по морям люди научи­лись ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам. Древние ученые Месопотамии впервые раздели­ли круг на градусы, год на 12 месяцев, сутки на 24 часа; отсюда ведет начало наш календарь.

Из иероглифических надписей и рисунков, до­шедших до наших дней, ученые узнали, что еще за 40 веков до нашей эры египтяне снаряжали экспедиции в Центральную Африку, плавали по Средиземному морю. Отважные финикияне - опытные корабельщики, мореходы и купцы, - нагрузив свои корабли разными товарами, уходи в дальние плавания по Средиземному морю, выходили в Атлантический океан. Они первыми совершили плавание вокруг Африки и, возможности достигали берегов Америки. Географические знания, накопленные народами Востока, были расширены великими мыслителями Древней Греции. Они пытались объяснить хождение и строение окружающего их мира. изобразить известные в то время страны в виде чертежей (карт). Геродот - древнегреческий, историк и путешественник - оставил классический памятник античной науки, под названием «История в девяти книгах» Он был очевидцем многих из описанных событий передал с величайшей достоверностью что сам видел или увидели другие. Во времена Геродота ученые Древней Греции высказывали предложения о зависимости природных условий от географической широты. В пределах обитаемой в то время суши они выделяли три пояса северный - сырой и холодный (Скифия), южный - сухой и пустынный (Египет и Аравия) и средний, наиболее благоприятный для жизни людей Средиземноморье. Величайшим событием в развитии географические знаний того времени стало учение о шарообразности Земли. Древнегреческий философ Арист о т е л ь путем длительных наблюдений за затмениями Луны и Солнца пришел к выводу, что Земля должна иметь форму шара. А древнегреческий математик, астроном и географ Эратосфен на рубеже III-II вв. до н. э. определил размеры Земли по меридиану. Он разработал способ построения карты, создал первый систематический труд, в котором выделил территории, от­личающиеся друг от друга природными условия­ми, особенностями жизни и быта населения. Кни­га называлась «Географика», что по-древнегрече­ски означало «землеописание». Так появилось название нашей науки. Этот этап развития геогра­фии называют познавательно-описательным.

В период раннего средневековья происходит упадок географических знаний. Войны, восстания рабов тормозили развитие науки. Однако и в эту пору было совершено немало географических от­крытий. Ведущая роль в них перешла к арабам. Их корабли бороздили воды Индийского океана от берегов Африки до Зондских островов. Арабы ос­новали колонии на восточном побережье Африки, путешествовали в Китай и Индию.

Важные открытия в средние века были сделаны норманнами и новгородцами. Норманны в IX в. открыли и начали заселять остров Исландию, за­тем - Гренландию, а в XI в. они достигли берегов Северной Америки. Новгородцы выходили к бере­гам Ледовитого океана, плавали на остров Грумант (Шпицберген), доходили до устья Оби.

Значительно расширились знания европейцев о земном пространстве в XIII в. в результате путе­шествий в азиатские земли венецианских купцов Поло. Они были первыми итальянцами, а может быть, и первыми европейцами, проникшими так далеко на восток огромного континента. Путеше­ствие их длилось многие годы. Марко Поло описал огромный, неизвестный европейцам мир, впервые привел сведения о природе Памира, муссонах Индии, полезных растениях Китая. Вклад в развитие знаний о Земле внес и твер­ской купец Афанасий Никитин. Во второй половине XV в. он через Персию и Аравийское море достиг Индии, составил правдивые описания виденных им стран. В эпоху Великих географических открытий бурно развиваются торговля и мореплавание. Португальцы плывут на юг вдоль западных берегов Африки и достигают мыса Доброй Надежды. В конце 1492 г. Х.Колумб привел испанские корабли в неизвестным землям за Атлантическим океаном. Открытие Нового Света стало величайшим событием в истории человечества. Через несколько лет после открытия Америки, обогнув Африку, корабли Васко да Гамы достигли Индии. 1521 г. началось первое кругосветное плавание под началом Ф. Магеллана, которое закончилось в 1524 г. Географический горизонт европейцев расширился до небывалых для того времени размеров.

Благодаря этим географическим открытиям люди узнали истинных размерах своей планеты, о соотношении воды на Земле. Стало ясно, что именно океан определяет вид всей планеты, влияет на природу всех ее частей. Во второй половине эпохи Великих географических от- (XVI-XVII вв.) велись поиски морских путей и Индию вдоль северных берегов Евразии и Северной Америки. Имена английских и голландских мореплавателей навсегда остались на географических картах. Имена русских землепроходцев можно найти на огромных пространствах Сибири - от Урала до Тихого океана.

Если вы думаете, что с уходом Эпохи Великих географических открытий канули в лету и выдающиеся путешественники, то вы ошибаетесь! Наши современники тоже совершали самые удивительные путешествия. Среди них и ученые, отправившиеся на поиски подтверждений своим теориям, исследователи морских глубин, и просто искатели приключений, рискнувшие отправиться в кругосветное путешествие в одиночку или с единомышленниками. Об их путешествиях создано немало документальных фильмов, и благодаря ним, мы можем увидеть весь мир их глазами, настоящий, живой, полный опасностей и приключений.

Жак-Ив Кусто́

Капитан Кусто - знаменитый французский исследователь Мирового океана, автор книг и фильмов, изобретатель. Мировой океан приоткрыл множество своих тайн, показал до сих пор недоступную для людей красоту своих глубин для огромного числа любителей подводного плавания. Можно сказать, что Капитан Кусто - отец современного дайвинга, ведь это именно он создал основной аппарат для дайвинга. Занимаясь исследованиями подводного мира нашей планеты, Кусто создал знаменитую плавучую лабораторию "Каллисто" и первый аппарат для погружения "Дениз".

Жак Ив Кусто увлек за собой миллионы людей, показав им на киноэкранах как прекрасен подводный мир, дав возможность увидеть то, что было до сих пор недоступно человеку.

Тур Хейердал

Имя самого известного норвежца 20-го столетия на его родном языке пишется как "Thor", так же как имя одного из главных богов скандинавской мифологии Тора. Он совершил множество путешествия на самодельных плавсредствах контактов древних цивилизаций между собой. Хейердал на практике доказал свою теорию о посещении жителями Южной Америки островов Полинезии, так как ученый мир не воспринимал его идеи.

Вместе со своей командой он за 101 день, проплыв 4300 миль достиг атолла Рароиа. Это было одно из его самых знаменитых путешествий "Экспедиция Кон-Тики" на самодельном плоту. Фильм, снятый им во время путешествия, получил премию "Оскар" в 1951 году.

А в 1969 году он отправился в новую опасную экспедицию на лодке из папируса, чтобы доказать, чтобы доказать возможность пересечения Атлантического океана африканскими народами. Однако, первое путешествие Тура Хейердала на лодке "Ра" закончилось неудачей, лодка затонула, не дойдя всего 600 миль до острова Барбадос.

Год спустя упрямый норвежец повторил свое путешествие и проплыл из Марокко до Барбадоса за 57 дней. Кстати, врачом в этой экспедиции был наш соотечественник Юрий Сенкевич. Позже Хейердал побывал на Мальдивских островах, в Перу и Тенерифе.

Юрий Сенкевич

Популярный телеведущий передачи "Клуб путешественников" Юрий Сенкевич оказался в списке самых знаменитых путешественников не только как врач экспедиции Тура Хейердала. Его "послужной список" путешественника вызывает уважение:

как врач-исследователь Сенкевич проходил подготовку для участия в космическом полёте,
участвовал в 12-й антарктической экспедиции на станцию "Восток" с целью изучения поведения человека в экстремальных условиях,
путешествовал на папирусной лодке "Ра", затем на "Ра-2" и в Индийском океане на "Тигрисе".

Миллионы советских телезрителей смогли увидеть мир, как тогда шутили "глазами Сенкевича". Кстати, передача "Клуб кинопутешествий" была занесена в книгу рекордов Гиннеса.

Николай Дроздов

Более 40 лет назад Николай Николаевич Дроздов стал ведущим популярной телепередачи "В мире животных". Заядлый путешественник, "галантный всезнайка", часами рассказывающий о животных, как о самых чудесных и красивых существах на свете – будь то слон, букашка, и даже ядовитая змея. Удивительный и прекрасный человек, кумир миллионов зрителей нашей страны, слушать рассказы которого об интересных фактах из жизни птиц, рептилий, домашних и диких зверей, о красоте нашей природы - ни с чем несравнимое удовольствие, ведь так рассказывать может только человек влюбленный в жизнь.

Интересный факт о самом Николае Николаевиче – его двоюродным прапрадедом был митрополит Московский Филарет, а прапрадед по матери Иван Романович фон Дрейлинг был ординарцем фельдмаршала Михаила Кутузова.

Николай Дроздов объездил весь мир, все зоологические и национальные парки, изучая места обитания и повадки животных в естественных условиях, совершил восхождение на Эльбрус, участвовал с длительной экспедиции на научно-исследовательском судне "Каллисто" и в первой советской экспедиции на Эверест, дважды отправлялся к Северному полюсу, прошел по Северному морскому пути на ледоколе "Ямал", проплыл вдоль берегов Аляски и Канады на "Дискаверер".

Фёдор Конюхов

Путешественник-одиночка, покоривший то, что казалось невозможно покорить, не раз преодолевший путь, который невозможно пройти в одиночку – великий современник Фёдор Конюхов. Первый среди путешественников, покоривших Северный и Южный полюса, моря, океаны и высочайшие вершины мира, что доказывают более 40 экспедиций, совершенных им в самые недоступные места нашей планеты. Среди них пять кругосветных путешествий, одиночное плавание через Атлантику (которую он, к слову, пересек неоднократно) на вёсельной лодке. Конюхов первым пересёк Тихий океан от континента до континента.

Но не одними путешествиями заполнена жизнь нашего знаменитого соотечественника – Фёдор Конюхов стал самым молодым членом Союза художников СССР и автором двенадцати книг о путешествиях. Впереди были и новые планы: полет вокруг света на воздушном шаре и кругосветное плавание за 80 дней на Кубок Жюля Верна, а так же погружение в Марианскую впадину. Однако, приняв в 2010 году сан священника, Фёдор Конюхов решил было более не путешествовать, но… пути Господни неисповедимы и знаменитый путешественник вновь у штурвала. Весной этого года он "побил" российский рекорд и продержался в воздухе на аэростате 19 часов 10 минут.

Беар Гриллс

Слава пришла к молодому английскому путешественнику благодаря самой рейтинговой телепередаче на канале "Дискавери" "Выжить любой ценой", впервые вышедшая в эфир октябре 2006 года. Телеведущий и путешественник не просто "развлекает" зрителей прекрасными видами самых удивительных мест планеты, его цель довести до аудитории жизненные рекомендации, которые могут пригодиться в непредвиденных ситуациях.

Список его путешествий вызывает уважение: он проплыл вокруг Британских островов за тридцать дней, пересёк на надувной лодке северную Атлантику, на самолёте с паровым двигателем пролетел над водопадом Анхель, на параплане пролетел над Гималаями, возглавил экспедицию на один из самых дальних из непокоренных пиков в Антарктиде и устроил… торжественный обед в аэростате на высоте более семи тысяч метров! Большинство экспедиций Гриллса проходят в благотворительных целях.

Эбби Сандерленд

Не только мужчины могут похвастаться дружбой с ветром странствий - Эбби Сандерленд, юная путешественница, которая в 16 лет в одиночку совершила кругосветное путешествие на яхте даст фору многим мужчинам. Вызывает удивление решительность родителей Эбби, ведь они не только позволили ей участвовать в столь опасном предприятии, но и помогали к нему готовиться. Увы, первый старт 23 января 2010 оказался неудачным и Эбби предприняла вторую попытку 6 февраля.

Путешествие оказалось более опасным, чем предполагали: между Австралией и Африкой, в 2 тысячах миль от берега был поврежден корпус яхты и вышел из строя двигатель. После этого сообщения связь прервалась, поиски яхты Эбби оказались неудачными и ее объявили пропавшей без вести. Спустя целый месяц австралийские спасатели в зоне жесточайшего шторма обнаружили потерянную яхту и живую, невредимую Эбби. Кто после этого скажет, что женщине на корабле не место?

Джейсон Льюис

И, наконец, самый оригинальный из современных путешественников, потративший на кругосветное путешествие 13 лет! Почему так долго? Просто дело в том, что Джейсон отказался от какой бы то ни было техники и всяческих достижений цивилизации. Бывший уборщик вместе с другом Стивом Смитом отправился в кругосветку на велосипеде, лодке и роликах!

Экспедиция стартовала из Гринвича в 1994 году, в феврале 1995-го путешественники достигли берегов США и после 111 дней плавания решили пересечь Америку раздельно на роликах. Льюису пришлось на 9 месяцев прервать путешествие после ДТП. После восстановления Льюис отправляется на Гавайи, откуда на педальной лодке переплывает в Австралию, где ему пришлось некоторое время потратить на заработки средств для дальнейшего путешествия… продажей маек.

В 2005 году он добирается до Сингапура затем пересекает на велосипеде Китай и Индию. К марту 2007 года он добрался до Африки и так же на велосипеде пересек всю Европу: Румынию, Болгарию, Австрию, Германию и Бельгию. Переплыв через Ла-Манш, в октябре 2007 года Джейсон Льюис вернулся в Лондон.


Без русских первооткрывателей карта мира была бы совсем другой. Наши соотечественники - путешественники и мореплаватели - совершили открытия, обогатившие мировую науку. О восьми самых заметных - в нашем материале.

Первая антарктическая экспедиция Беллинсгаузена

В 1819 году мореплаватель, капитан 2-го ранга, Фаддей Беллинсгаузен возглавил первую кругосветную антарктическую экспедицию. Целью плавания было исследование вод Тихого, Атлантического и Индийского океанов, а также доказательство или опровержение существования шестого материка — Антарктиды. Снарядив два шлюпа — «Мирный» и «Восток» (под командованием ), отряд Беллинсгаузена вышел в море.

Экспедиция длилась 751 день и вписала множество ярких страниц в историю географических открытий. Главное из них — — было сделано 28 января 1820 года.

Кстати, попытки открыть белый материк предпринимались и ранее, но не принесли желаемого успеха: не хватало немного удачи, а, может, русского упорства.

Так, мореплаватель Джеймс Кук, подводя итоги своего второго кругосветного плавания, писал: «Я обошел океан южного полушария в высоких широтах и отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса в местах, недоступных для плавания».

За время антарктической экспедиции Беллинсгаузена было открыто и нанесено на карту более 20 островов, сделаны зарисовки видов Антарктики и обитающих на ней животных, а сам мореплаватель вошел в историю, как великий первооткрыватель.

«Имя Беллинсгаузена можно прямо поставить на ряду с именами Колумба и Магеллана, с именами тех людей, которые не отступали перед трудностями и воображаемыми невозможностями, созданными их предшественниками, с именами людей, которые шли своим самостоятельным путем, и потому были разрушителями преград к открытиям, которыми обозначаются эпохи», — писал немецкий географ Август Петерман.

Открытия Семенова Тянь-Шанского

Центральная Азия в начале XIX века была одной из наименее изученных областей земного шара. Неоспоримый вклад в исследование «неведомой земли» — так называли Центральную Азию географы — внес Петр Семенов.

В 1856 году сбылась главная мечта исследователя — он отправился с экспедицией на Тянь-Шань.

«Работы мои по азиатской географии привели меня к обстоятельному знакомству со всем тем, что было известно о внутренней Азии. Манил меня в особенности к себе самый центральный из азиатских горных хребтов — Тянь-Шань, на которые еще не ступала нога европейского путешественника и которой был известен только по скудным китайским источникам».

Исследование Семенова в Центральной Азии длилось два года. За это время на карту нанесли истоки рек Чу, Сырдарьи и Сары-Джаз, вершины Хан-Тенгри и другие.

Путешественник установил расположение хребтов Тянь-Шаня, высоту снежной линии в этом районе и открыл громадные тянь-шанские ледники.

В 1906 году указом императора за заслуги первооткрывателя к его фамилии стали добавлять приставку — Тянь-Шанский .

Азия Пржевальского

В 70−80-х гг. XIX века Николай Пржевальский возглавил четыре экспедиции в Центральную Азию. Эта малоизученная область всегда привлекала исследователя, и путешествие в Центральную Азию было его давней мечтой.

За годы исследований были изучены горные системы Кунь-Луня , хребтов Северного Тибета, истоков Хуанхэ и Янцзы, бассейнов Куку-нора и Лоб-нора .

Пржевальский был вторым человеком после Марко Поло, добравшимся до озера-болота Лоб-нора !

Кроме того, путешественник открыл десятки видов растений и животных, которые названы его именем.

«Счастливая судьба дала возможность совершить посильное исследование наименее известных и наиболее недоступных стран внутренней Азии», — писал в своем дневнике Николай Пржевальский.

Кругосветка Крузенштерна

Имена Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского стали известны после первой русской кругосветной экспедиции.

За три года, с 1803 по 1806 гг. — именно столько длилась первая кругосветка — корабли «Надежда» и «Нева», пройдя через Атлантический океан, обогнули мыс Горн, а затем водами Тихого океана добрались до Камчатки, Курильских островов и Сахалина. Экспедиция уточнила карту Тихого океана, собрали сведения о природе и жителях Камчатки и Курил.

Во время плавания русские моряки впервые пересекли экватор. Отпраздновали это событие, согласно традиции, с участием Нептуна.

Матрос, одетый в повелителя морей, спросил у Крузенштерна, для чего он прибыл сюда со своими кораблями, ведь ранее российский флаг в этих местах не видели. На что командующий экспедицией ответил: «Для славы науки и отечества нашего!».

Экспедиция Невельского

Одним из выдающихся мореплавателей XIX века по праву считается адмирал Геннадий Невельской. В 1849 г. на транспортном судне «Байкал» он отправляется в экспедицию на Дальний Восток.

Амурская экспедиция продолжалась до 1855 года, за это время Невельской сделал несколько крупнейших открытия в районе нижнего течения Амура и северных берегов Японского моря, присоединил к России огромные пространства Приамурья и Приморья.

Благодаря мореплавателю стало известно, что Сахалин — остров, который отделяется судоходным Татарским проливом, а устье Амура доступно для входа судов с моря.

В 1850 г. отрядом Невельского был основан Николаевский пост, который сегодня известен как Николаевск-на-Амуре .

«Сделанные Невельским открытия неоценимы для России, — писал граф Николай Муравьев-Амурский , — множество предшествовавших экспедиций в эти края могли достигнуть европейской славы, но ни одна не достигла отечественной пользы, по крайней мере в той степени, как исполнил это Невельской».

Север Вилькицкого

Целью гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1910—1915 гг. было освоение Северного морского пути. По воле случая обязанности руководителя плавания принял капитан 2-го ранга Борис Вилькицкий. Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» вышли в море.

Вилькицкий продвигался северной акваторией с востока на запад, и за время плавания сумел составить подлинное описание северного побережья Восточной Сибири и многих островов, получил важнейшие сведения о течениях и климате, а также стал первым, кто совершил сквозное плавание из Владивостока в Архангелск.

Участники экспедиции открыли Землю Императора Николая I. I. , известную сегодня как Новая Земля — это открытие считают последним из значительных на земном шаре.

Кроме того, благодаря Вилькицкому на карту нанесли острова Малый Таймыр, Старокадомского и Жохова.

По окончании экспедиции началась Первая мировая война. Путешественник Руаль Амундсен, узнав об успехах плавания Вилькицкого, не удержался от восклицания в его адрес:

«В мирное время эта экспедиция возбудила бы весь мир!»

Камчатская кампания Беринга и Чирикова

Вторая четверть XVIII века была богата на географические открытия. Все они были сделаны в ходе Первой и Второй Камчатских экспедиций, которые увековечили имена Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

В ходе Первой Камчатской кампании Беринг — руководитель экспедиции и его помощник Чириков исследовали и нанесли на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-восточной Азии. Открыли два полуострова — Камчатский и Озерный, Камчатский залив, Карагинский залив, залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия, а также пролив, который сегодня носит имя Витуса Беринга.

Соратники — Беринг и Чириков — также возглавили Вторую Камчатскую экспедицию. Целью кампании было найти путь к Северной Америке и исследовать острова Тихого океана.

В Авачинской бухте участники экспедиции заложили Петропавловский острог — в честь кораблей плавания «Святой Петр» и «Святой Павел» — который позже переименовали в Петропавловск-Камчатский.

Когда корабли вышли в плавание к берегам Америки, по воле злого рока, Беринг и Чириков стали действовать поодиночке — из-за тумана их судна потеряли друг друга.

«Святой Петр» под началом Беринга достиг западного побережья Америки.

А на обратном пути участников экспедиции, на чью долю выпало немало трудностей, штормом выбросило на небольшой остров. Здесь и закончилась жизнь Витуса Беринга, а остров, на котором остановились зимовать участники экспедиции, назвали в честь Беринга.
«Святой Павел» Чирикова также достиг берегов Америки, однако для него плавание закончилось более благополучно — на обратном пути он открыл ряд островов Алеутской гряды и благополучно вернулся в Петропавловский острог.

«Неясачные землицы» Ивана Москвитина

О жизни Ивана Москвитина мало что известно, однако этот человек все-таки вошел в историю, и причиной тому открытые им новые земли.

В 1639 году Москвитин, возглавив отряд казаков, отправился в плавание на Дальний Восток. Основной целью путешественников было «отыскание новых неясачных землиц», сбор пушнины и рыбы. Казаки преодолели реки Алдан, Маю и Юдому, открыли хребет Джугджур, отделяющий реки бассейна Лены от рек, впадающих в море, и по реке Улье вышли в «Ламское», или Охотское море. Исследовав побережье, казаки открыли Тауйскую губу и вошли в Сахалинский залив, обогнув Шантарские острова.

Один из казаков сообщил, что реки в открытых землях «собольные, зверя всякого много, и рыбные, а рыба большая, в Сибири такой нет… столько-де ее множество — только невод запустить и с рыбою никак не выволочь…».

Географические данные, собранные Иваном Москвитиным, легли в основу первой карты Дальнего Востока.

Роальд Амундсен и поиск Северо-Западного прохода. Амундсен появился на свет в семье норвежских судовладельцев. Несмотря на обещания своей матери стать врачом, после ее смерти Роальд присоединился к семейному бизнесу. Его первой экспедицией стала бельгийская антарктическая экспедиция 1897-1899 годов, где он был первым помощником Адриена де Жерлаша. Первая же самостоятельная экспедиция под руководством Амундсена ставила своей целью отыскать Северо-Западный проход (предположительно связывающий Атлантику и Тихий океан на севере) в 1903 году. Этот неуловимый проход был целью поиска множества исследователей, начиная еще с 1539 года. Именно тогда Кортес поручил Франциско Улоа плыть вдоль полуострова Баха, что в Калифорнии. Амундсен начал свой путь с шестью членами экипажа на 47-тонной стальном корабле охотников на тюленей под названием "Иоа". Путь начался в море Баффина, передвижение начиналось решительно, но затем команда расположилась на зимовку, пропав из поля зрения общественности на целых два года. Роальд за это время сдружился с эскимосами, многому у них научившись. Норвежец узнал, как выживать в условиях вечного холода, научившись использовать ездовых собак и носить шкуры вместо шерстяных курток. В это время Амундсен сумел сделать еще и несколько научных заметок о магнетизме. Затем экспедиция взяла курс вокруг южного побережья острова Виктории и вдоль северного побережья Канады и Аляски. С побережья этого штата начался последний этап экспедиции на 800 километров вглубь материка к городку Игл-Сити, где имелся телеграф. Отсюда Амундсен 5 декабря 1905 года сообщил всему миру о своем успехе. Перезимовав тут же, путешественник прибыл в Осло только в 1906 году. Амундсен застал отделение Норвегии от Швеции, сообщив о своем достижении для всей Норвегии уже новому королю, Хокону. Но в желании новых открытий Амундсен не остановился, став первым человеком, достигшим Южного полюса и одним из первых, кто пролетел над Северным по воздуху.

Эрнан Кортес и падение империи ацтеков. Эрнан Кортес родился в 1485 в Медельине, в тогдашнем Королевстве Кастилии в Испании. Он поступил в университет Саламанки, когда ему было четырнадцать лет, но вскоре устал от учебы и вернулся в Медельин. В этот момент в страну пришли новости об открытии Колумба. Кортес быстро оценил перспективы покорения новых земель и в 1504 году отбыл в Новый Свет. Испанец планировал стать колонистом на острове Эспаньола (ныне остров Гаити). Именно там он зарегистрировался гражданином по прибытии. В 1506 году Кортес принял активное участие в завоевании Гаити и Кубы и был награжден недвижимостью и индейцами-рабами. В 1518 году он возглавил экспедицию в Мексику. Но испанский губернатор, боясь соперничества со стороны Кортеса, отменил поход. Это не остановило Кортеса, он все равно отправился в путь. В феврале 119 года его сопровождало 11 кораблей, 500 человек, 13 лошадей и несколько пушек. Прибыв на полуостров Юкатан, Кортес сжег свои корабли, отрезав себе таким образом путь назад. Здесь исследователь встретился с Херонимо де Агильяре, испанским священником, который выжил после кораблекрушения и попал к майя в плен. Со временем тот стал переводчиком Кортеса. В марте Юкатан был объявлен испанским владением, а сам Эрнан в качестве дани от покоренных племен получил 20 молодых женщин, одна из которых, Малинче, стала его любовницей и матерью его ребенка Мартина. Женщина стала не просто наложницей, но и переводчицей и советником. Испанец быстро привлек на свою сторону тысячи индейцев, которые устали от господства ацтеков, обещая им независимость. Когда Кортес вошел в столицу ацтеков, город Теночтитлан в ноябре 1519 года, его приветствовал император Монтесума II. Он посчитал Кортеса воплощением и посланцем бога Кецалькоатля. Обилие золотых даров и богатство вокруг вскружило голову испанцу, да и власти решили вернуть своего строптивого исследователя. Когда Кортес узнал, что к нему из Кубы направляется группа войск, он оставил часть своих войск в Теночтитлане, а сам отбыл в долину Мехико. Когда Кортес вернулся в город, там вспыхнуло восстание. В 1521 году войска ацтеков были подавлены, завоеванной оказалась вся их империя. Вплоть до 1524 года всей Мексикой правил Кортес.

Путешествие Чарльза Дарвина на корабле "Бигль". Чарльз Дарвин родился в 1809 году. Еще до того, как начать посещать школу, он проявил большой интерес к природоведению и коллекционированию. Обучаясь медицине в Университете Эдинбурга, Дарвин быстро понял, что это направление не для него. Вместо этого он заинтересовался таксидермией под руководством Джона Эдмонстоуна, который в свое время сопровождал Чарльза Уотертона в его путешествии по тропическим лесам Южной Америки. На втором году обучения Дарвин присоединился к Плиниевскому научному обществу, став членом группы по изучению истории природы. Там он стал заниматься классификацией растений и животных. Отец Дарвина, раздосадованный занятиями сына, решил перевести его обучаться в Кембридж. Важную роль сыграло письмо от Джона Хенслоу, друга Чарльза и профессора ботаники. Тот предложил кандидатуру Дарвина в качестве бесплатного натуралиста для капитана "Бигля" Роберта Фицроя. Чарльз тут же принял предложение поучаствовать в двухлетней экспедиции на южноамериканское побережье. Путешествие началось 27 декабря 1831 года и продлилось почти 5 лет. Большую часть своего времени Дарвин провел, исследуя геологические образцы и собирая коллекции по естественной истории. В это время сам корабль изучал побережье. Маршрут экспедиции пролегал из английского Портсмута в Санкт-Яго (ныне Сантьяго), Дарвин побывал в Кабо-Верде, Бразилии и Патагонии, Чили и Галапагосских островах. Затем было южное побережье Австралии, Кокосовые острова, Кейптаун и Южная Африка. Во время экспедиции Чарльз не пользовался какими-то четкими инструкциями. Однако в своей работе он применял труды нескольких известных геологов и естествоиспытателей. Ведь за время работы в университете Дарвин находился под влиянием Роберта Гранта, Уильяма Палея (труд "Доказательство христианства"), Джона Хенслоу, Александра фон Гумбольдта ("Личное повествование") и Джона Гершеля. Во время своего путешествия Дарвин ознакомился с тысячами видов. Когда ученый вернулся домой и попытался каталогизировать свою коллекцию, то в его голове стало формироваться идеи, послужившие основой фундаментального труда "О происхождении видов" и всей теории эволюции. Эта работа стала определяющей в жизни ученого, расположив его имя в истории.

Фернан Магеллан и первое кругосветное путешествие. Магеллан появился на свет в 1480 году в Саброзе, Португалия. Когда мальчику было всего 10 лет, умерли его родители. Маленький Фернан стал пажом королевы Элеоноры. Уже в молодости будущий мореплаватель побывал в качестве Египте, Индии и Малайзии. Но проекты Магеллана не понравились королевской семье, и в 1517 году он вместе с космографом Фалейру предложил свои услуги испанской короне. В то время Тордесильясский договор разделял Новый Свет между Португалией и Испанией. Магеллан рассчитал, что пограничные Молуккские острова принадлежат именно испанцам, предложив им свои услуги по нахождению пути к ним. Экспедиция была одобрена королем Карлом V, и 20 сентября 1519 году Магеллан вместе с 5 кораблями отбыл из страны. В экипаж входило 234 мужчины из Испании, Португалии, Италии, Греции и Франции. Первоначально путь экспедиции лежал в Бразилию, а затем, вдоль южноамериканского побережья в Сан-Хулиан, что в Патагонии. Там была совершена зимовка, там же случилась и попытка мятежа. Часть команды потребовала возвращения обратно в Испанию. Магеллан жестко подавил бунт, казнив главаря и заковав в кандалы его сообщников. В сентябре 1520 года экспедиция открыла Магелланов пролив. К тому времени кораблей осталось трое. Южное море было названо мореплавателем Тихим океаном, потому что на нем не было бурь. После высадки на остров Гуам последовал изнурительный рейд к Филиппинским островам. Туда Магеллан доплыл весной 1521 года. Испанец решил подчинить местные земли короне и ввязался в междоусобную войну двух здешних племен. В ходе сражений погиб и сам Фернан Магеллан. Оставшиеся в живых вынуждены были затопить один корабль, еще один повернул обратно. До Испании 8 сентября 1522 года добралась лишь "Виктория" с 18 выжившими под руководством капитана Хуана Элькано, бывшего мятежника. Интересно, но рейс Магеллана планировался совсем не так. Коммерческого эффекта кругосветное путешествие иметь не могло в принципе. Лишь под угрозой нападения португальцев "Виктория" продолжала следовать на запад.

Путешествия Марко Поло. В нашем списке этот исследователь является самым ранним. Но именно он вдохновил многих своих последователей на новые географические открытия. Марко родился в Венеции предположительно в 1254 году. И его отец, Никколо, и дядя Маттео были богатыми купцами, торговавшими с Ближним Востоком. Когда Марко родился, отец был в отъезде, увиделись они лишь спустя 15 лет. Семья воссоединилась на два года, прожив в Венеции, после чего купцы отправились в Китай в 1271 году. Туда их послали с письмами от Папы Григория X к Хубилай-хану, с которым старший Поло познакомился во время предыдущей экспедиции. Путешествие пролегало через Армению, Персию, Афганистан, горы Памира, вдоль Шелкового пути через пустыню Гоби и вплоть до Пекина. Такой длинный путь потребовал целых трех лет! Следующие 15 лет своей жизни Марко Поло провел в качестве государственного китайского чиновника, он побывал и послом Хана и губернатором города Янчжоу. С помощью Хана и его слуг купец выучил монгольский язык. Также итальянец провел несколько экспедиций в районы Китая, Индии и Бирмы до этого момента еще неизвестные. В 1291 году хан выдал одну из своих принцесс замуж за персидского ильхана, а семейству Поло разрешил сопровождать делегацию. Итальянцы побыли на Суматре и Цейлоне и через Иран, и Черное море вернулись в Венецию. Дальнейшая история жизни исследователя известна мало. Он участвовал в войне с Генуей и был взят в плен в 1298 году. Находясь в неволе, Поло познакомился с писателем Рустичано, который и помог купцу записать рассказы о его путешествиях. Изданная книга, известная как "Путешествия Марко Поло" стала одной из самых популярных в средневековой Европе. Надо отметить, что открытия итальянца не были бы возможны без его отца и дяди, которые уже проложили путь в Китай, наладив контакты с Великим Ханом.

Путешествия Ливингстона и Стэнли. Доктор Дэвид Ливингстон являлся миссионером, посланным в Африку в 1841 году. Он решил изучить внутренний мир континента, когда вдруг оказалось, что миссия в Колобенге, где он работал, закрывается. Именно Ливингстон первым обнаружил водопад Виктория и стал одним из первых европейцев, которые совершили трансконтинентальное путешествие по Африке. Затем внимание англичанина привлек исток Нила, тайне которого уже более трех тысяч лет. Его путешествие началось из Занзибара по реке Рувума к озеру Малави и затем к Уджиджи на берегу озера Танганьика. К тому времени Ливингстон остался практически один, большинство его грузов и медикаментов было украдено. Неудивительно, что Дэвид заболел. Но он упрямо двигался дальше, открыв озера Мверу и Бангвеулу. К концу марта 1871 года англичанин достиг реки Луалаба, полагая, что именно ее исток и является истоком Нила. Но не в силах путешествовать дальше Ливингстон вернулся в Уджиджи, где обнаружил, что все его запасы пресной воды украдены. Хотя дальше путешествовать уже и не было возможности, открытия Ливингстона стали бесценными – так глубоко в сердце Африки еще никто не забирался. К тому времени слухи о пропаже экспедиции Ливингстона и о го смерти наполнили Европу и Америку. Эта информация привлекла внимание молодого американского журналиста Генри Мортона Стэнли. Он родился в Уэльсе и остался сиротой еще в детстве, а в возрасте восемнадцати лет переехал в Новый Свет. Юноша стал работать на торговца Генри Стэнли, а когда тот умер, взял его имя и вступил в армию конфедератов. По окончании Гражданской войны Стэнли стал журналистом, работая в газете "Нью-Йорк Герольд". Именно это издание профинансировало экспедицию, чтобы найти экспедицию Ливингстона, начатую на Занзибаре. Стэнли следовал маршруту своего предшественника, столкнувшись со многими точно такими же проблемами – дезертирством и тропическими болезнями. 27 октября 1871 года Стэнли нашел больного Ливингстона в Уджиджи 27 октября 1871 года. Англичанин стоял среди группы арабских работорговцев, а журналист приветствовал его фразой, ставшей впоследствии знаменитой: "Доктор Ливингстон, я полагаю?". Экспедиция Стэнли насчитывала около 200 опытных носильщиков, большинство из которых сбежали или умерли по дороге. Стэнли при этом порол тех, кто отказывался идти дальше. А вот Ливингстон шел вместе с освобожденными рабами, двенадцатью сипаями и двумя верными слугами из предыдущих путешествий. Именно они доставили тело умершего в 1873 году исследователя на побережье, откуда оно было доставлено в Англию.

Льюис и Кларк. Экспансия на запад. В 1803 году Америка обратила свое внимание на Запад, на Луизиану. Американское правительство толком не знало, что за земли были ранее приобретены у Франции. Именно поэтому Президент Томас Джефферсон поручил Конгрессу выделить 2,5 тысячи долларов на экспедицию, которая была подготовлена всего за несколько недель после завершения сделки. Исследования должен был возглавить капитан армии Мерриуэззер Льюис, который выбрал Уильяма Кларка в качестве своего партнера. В мае 1804 года с ними в путь отправились 3 сержанта и 22 солдата, а также волонтеры, переводчики и рабы – всего 43 человека. Экспедиция начала движение вверх по реке Миссури, затем была зимовка у индейцев племени мандан. Весной путь лежал в верховьях реки, затем был перейден континентальный водораздел. Льюис и Кларк преодолели Скалистые горы, найдя реку Колумбию. В ее устье был построен форт Клэптсоп. Идя по реке, американцы вышли к Тихому океану. На обратном своем пути группа после Скалистых гор разделилась на три части, воссоединившись позже и с триумфом вернувшись в Сент-Луис. Город встречал их 23 сентября 1806 года как героев. 28-месячное путешествие доказало, что существует сухопутный трансконтинентальный путь. Льюис и Кларк привезли с собой много информации, включая карту своего маршрута, описание культуры индейцев и наблюдения за окружающей средой. В путешествии отважных американцев не обошло без помощи коренных жителей. Так, с ними решила пойти молодая индианка из племени шошонов Сакагавея, которая тысячи километров несла на спине своего малолетнего сына. Ее знания и отношения с людьми в значительной степени определили успех миссии.

Сэр Эдмунд Хиллари и первое успешное покорение Эвереста. Эдмунд Хиллари родился в новозеландском Окленде 20 июля 1919 года. В местном университете он изучал математику и науки. Затем Эдмунд занялся пчеловодством, вместе со своим братом-близнецом покорив несколько пиков в свободное время. С началом Второй мировой войны он решил вступить в ВВС, но снял свою заявку еще до момента ее рассмотрения. Зато вскоре, благодаря призыву, Хиллари все же присоединился к ВВС в качестве штурмана. В 1951 и 1952 годах в составе британских разведчиков исследовал подходы к Эвересту и Чо-Ойю. В 1953 году Хиллари решил-таки взобраться на самый высокий пик мира. В то время дорога к Эвересту со стороны китайского Тибета была закрыта, а правительство Непала разрешало только одну экспедицию в год. В 1952 году швейцарцы из-за непогоды потерпели неудачу, на следующий год настала очередь англичан. Глава экспедиции, том Хант, создал две команды для восхождения. Хиллари попал в одну группу с опытным Норгеем Тенцигом. Всего в экспедиции было 362 носильщика, 20 проводников и около 4 тонн груза. Первая попытка покорения пика была предпринята Бурдильоном и Эвансом, однако они не дошли до вершины из-за поломки системы снабжения кислородом. 28 мая Хиллари и Тэнциг с тремя компаньонами начали свой штурм Эвереста. Ночевка состоялась на высоте в 8500 метров, откуда отважные альпинисты же вдвоем продолжили свой путь. 29 мая в 11-30 утра по местному времени пара достигла вершины. Там они пробыли всего 15 минут. За это время они сфотографировались, оставили шоколадку, как подношение богам, и водрузили флаг. Первым человеком, приветствовавшим героев, стал Джордж Лоу, лучший друг Хиллари. Он поднялся к паре навстречу с горячим супом. За свои усилия Хиллари и руководитель экспедиции Хант получили рыцарство от королевы, а Тэнциг был награжден медалью. Хант стал пожизненным пэром, а Хиллари получил множество наград и признание на всю жизнь. Подвиг Хиллари не был бы возможен без участия Норгея Тенцинга, непальского шерпа. Он родился в 1914 году и имел богатый опыт участия в гималайских экспедициях. Он уже принимал участие в 6 предыдущих попытках покорить Эверест. Норгей первоначально вступил в экспедицию в качестве руководителя шерпов, но когда он спас Хиллари от падения в трещину, его стали воспринимать как идеального партнера для восхождения.

Христофор Колумб и открытие Америки. Этот исследователь, один из самых известных в мире, родился в итальянской Генуе в 1451 году. Отец Колумба был ткачом, юноша должен был продолжить это дело. Но в 1472 году семья переехала в Савону, а сам Христофор стал принимать участие в морских походах, записавшись в португальский торговый флот. Возможно, еще в 1474 году в ходе переписки с астрономом и географом Тосканелли Колумб задумался о поиске морского пути в Индию через Запад. Однако долгое время этот проект был не востребован. Лишь в 1492 году Колумб при участии короля Испании Фердинанда II и королевы Изабеллы смог снарядить экспедицию. 3 августа 1492 года из гавани города Палос вышли три корабля – "Санта-Мария", "Нина" и "Пинта". Они посетили Канарские острова, принадлежащие Кастилии, и в течении пяти недель шли через Атлантический океан. И вот в 2 часа ночи 12 октября 1492 года матрос Родриго де Триана с борта Пинты увидел землю. Найденный остров получил название Сан-Сальвадор, это был один из Багамских островов. Колумб далее открыл острова Эспальола (Гаити), который был похож на земли Кастилии, и Хуана (Куба). Во время экспедиции Колумб встретился с индейцами араваками, которых он первоначально принял за бедных китайцев. Вернувшись в Испанию, он похитил около 25 из них, выжило лишь семеро. Вернулся в Палос Колумб 15 марта 1493 года и был назначен адмиралом Моря-Океана и генерал-губернатором всех уже и будущих найденных земель. Впоследствии Колумб совершил еще три путешествия в Новый Свет, все больше и больше дополняя карту современного Карибского бассейна. В своих поисках у Колумба практически не было единомышленников, ведь его идеи были довольно странными для западного мира. Только вот ошибка Колумба была в том, что он, ища Азию, нашел новый материк, хоть и убеждал испанцев в обратном. В своей же оценке проекта Колумб использовал труды марко Поло, Имаго Мунди и оценки окружности Земли Птолемеем.

Первые шаги Нила Армстронга на Луне. Армстронг родился 5 августа 1930 года в Уапаконете, штата Огайо. Еще в раннем возрасте мальчик увлекся самолетами. На свой шестнадцатый день рождения Армстронг получил лицензию пилота, а в подвале своего дома он даже смог построить аэродинамическую трубу. В ней он проводил опыты с моделями самолетов. После двухлетнего обучения в Университете Пердью он был призван на действительную военную службу, совершив 78 боевых вылетов во время войны в Корее. По возвращении с войны Армстронг получил степень в области авиационной техники. Затем была должность летчика-испытателя в NASA. В сентябре 1962 года Армстронг стал первым гражданским космонавтом Америки и начал свою подготовку в Хьюстоне, штат Техас. Нил был запасным пилотом для экспедиции "Джемини-5", а в 1966 году совершил полет в космос на "Джемини-8". Армстронг отметился тем, что смог устранить неисправности аппарата и вернуть контроль над управлением, совершив аварийную посадку всего в 1,1 мили от намеченного места посадки. Космонавт стал готовиться к полету на "Джемини-11", но прошел отбор для команды, готовящейся к полету на Луну. В январе 1969 года именно Нил Армстронг был выбран командиром миссии "Аполлон-11", которая должна была доставить землян на спутник. В 9-32 16 июля 1969 года из Космического центра Кеннеди стартовал экипаж в составе Армстронга, Майкла Коллинза, и Эдвина Олдрина. Успешное путешествие до Луны заняло четыре дня. Команда высадилась на Луне 20 июля, это транслировалось по всему миру по радио и телевидению. В 10-56 вечера Армстронг стал первым человеком, ступившим на Луну. Его фраза: "Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества" - сразу же стала знаменитой. Армстронг и Олдрин провели на поверхности Луны два часа, они собрали пробы грунты, установили телевизионную камеру, сейсмограф и флаг США. Такое великое достижение Армстронга и "Аполлона-11" не было бы возможно без помощи группы из сотен помощников на Земле, в Центре управления полетом. За работу каждого блока транспортного средства кто-то отвечал. Все они управлялись Руководителем полета, Джином Кранцом, который также руководил "Джемини-4" и нечетными миссиями "Аполлона". Именно Кранцу экипаж "Аполлона-13" в первую очередь благодарен за свое возвращение домой.