Отдыхаем в Италии
Поиск по сайту

Г хайдарабад индия. Открыть левое меню хайдарабад

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Хайдарабад располагается в южной части , на берегах реки Муси, являясь административным центром штата Андхра-Прадеш. Этот внушительный мегаполис входит в число самых крупных городов страны. Он обладает множеством исторических и культурных достопримечательностей, а также играет важную роль в экономической и политической жизни государства.

Особенности

В Хайдарабаде хорошо развиты промышленность и торговля, работают текстильные, кожевенные, пищевые, стекольные, бумажные, фармацевтические и машиностроительные производства. Кроме того, здесь широко распространены ремёсла и кустарные промыслы, плоды которых можно увидеть на рынках, в магазинах и на прилавках многочисленных сувенирных лавочек. Не чужды мегаполису и высокие технологии, которые наряду с компьютерной индустрией, являются важной составляющей в жизни города. В отличие от многих других крупных центров страны, Хайдарабад отличается довольно приличным для Индии уровнем развития инфраструктуры, а проблемы низкой экологии и преступности, хоть здесь и присутствуют, но не в таких значительных масштабах.

В столице штата много парков и зелёных зон, есть музеи, уникальные архитектурные сооружения, храмы и другие интересные объекты. Гостиничный комплекс формируется из комфортабельных отелей на любой вкус, расположенных в разных районах города. Уровень грамотности населения в целом составляет 83%, хотя разница в образовании между населением проживающим в трущобах и более обеспеченными горожанами, очень заметна. В качестве основных религий тут выступают индуизм и мусульманство, а среди языков наиболее распространены местные наречия и английский.

Общая информация

Территория Хайдарабада занимает площадь, выраженную в нескольких сотнях кв. км, при численности населения свыше 3,5 миллионов человек. Местное время опережает московское на 2,5 часа. Часовой пояс UTC+5:30. Переход на летнее и зимнее время не осуществляется. Телефонный код (+91) 40. Официальный сайт www.ghmc.gov.in .

Краткий экскурс в историю

Согласно данным историков, город был основан в начале XVI – начале XVII веков, став столицей одного из мусульманских султанатов на юге Индии – Голконды. В период с 1724 по 1956 года, он преобразовался в центр Хайдарабадского княжества, а затем принял статус столицы штата Андхра-Прадеш. Своё название Хайдарабад получил в честь халифа Али ибн Абу Талиба, прозванного Хайдаром, что на арабском наречии означает «лев». Сегодня, город часто упоминается как «жемчужный», поскольку имеет репутацию важного центра по продаже жемчуга.

Климат

В столице штата преобладает саванный тропический климат. Сезон дождей приходится здесь на период с июня по сентябрь, а средняя температура воздуха даже зимой редко опускается ниже +15 градусов. Самое жаркое время наступает в промежутке с марта по октябрь, когда столбик термометра преодолевает отметку +35 и выше. Приезжать сюда лучше в зимние месяцы с декабря по февраль, когда нет изнуряющей жары, но в то же время стоит сухая и солнечная погода.

Как добраться

Хайдарабадский международный аэропорт имени Раджива Ганди (Hyderabad International Airport, IATA: HYD) находится в 22 км от центра города, в пригороде Шамшабад, принимая внутренние и международные рейсы. Также, Хайдарабад связан с другими городами страны при помощи междугороднего железнодорожного и автобусного сообщения.

Транспорт

В пределах городской черты наиболее популярны автобусы и мото-рикши. В самое ближайшее время местными властями планируется открытие метрополитена.

Достопримечательности

Одним из самых интересных архитектурных объектов Хайдарабада является уникальный комплекс середины XIX века - Пурани Хавели, созданный в неоклассическом стиле в качестве резиденции для Махбуба Али-паши. В восточном крыле здания сохранились интерьеры, рассказывающие о быте его хозяев, включая грандиозный гардероб площадью более 70 кв. м, с двухъярусными шкафами, оборудованными механическими подъёмниками и завешанными однотипными твидовыми костюмами, сшитыми на одной и той же фабрике. Также, тут можно полюбоваться на коллекции фарфора и всевозможные серебряные изделия. Среди многочисленных религиозных сооружений особое внимание стоит обратить на мечеть Чарминар, построенную ещё в средние века. С её смотровой площадки, взобраться на которую можно преодолев 149 ступеней, открывается потрясающий вид на город. Примерно в 11 км от городской черты размещается легендарная крепость Голконда, овеянная мифами и легендами. Согласно поверью, в её недрах по сей день покоятся богатейшие залежи драгоценных сокровищ, собранные индийскими князями в разные годы.

Любителям индийского кино непременно стоит посетить киностудию Рамоджи, считающуюся крупнейшим кино-производственным комплексом на планете и ежегодно посещаемую сотнями тысяч туристов в год. Ценителям музейных экспозиций нужно обязательно побывать в музее Саларджанг, чтобы увидеть эклектичное собрание из нескольких десятков тысяч предметов, относящихся к началу прошлого века и принадлежавших премьер-министру Хайдарабада. Также, достоин внимания здешний Археологический музей. Тем, кто неравнодушен к сиянию драгоценных камней, прямая дорога в здание царского утреннего дома – Ашуркхан, с его удивительной коллекцией украшений из золота и серебра. Отличным поводом полюбоваться на красоты природного мира Индии служат экскурсии в городской зоопарк и Национальный парк Махавир Харина Ванастхали, что в 15 км от городской черты. Желающие весело провести вечернее время суток, могут отправиться в поход по магазинам, а также посетить местные кинотеатры, бары и развлекательные заведения.

Кухня

В кулинарных заведениях Хайдарабада посетители имеют возможность опробовать самые разнообразные блюда на любой вкус, от морепродуктов, до овощных салатов и мяса, а также продегустировать местные напитки.

Шопинг

На рынках и в магазинах столицы штата, самым ходовым товаром считается жемчуг. Благодаря редкому мастерству изготовления и низкой стоимости ювелирных изделий, город имеет репутацию самого крупного центра торговли предметов из жемчуга на территории и одного из авторитетнейших в мире. Наиболее популярными местами для покупок здесь считаются улица Patther Gatti и базар Лад.

Хайдарабад уже давно пользуется повышенным туристическим вниманием и любители путешествий из многих стран мира, путешествуя по стране, как правило, считают этот крупный мегаполис неотъемлемой частью своего маршрута. Город в изрядной степени обладает традиционным восточным антуражем и располагает массой достоинств, позволяя своим гостям проникнуться здешней атмосферой и поближе познакомиться со столицей индийского штата Андхра-Прадеш.

Прадеш, имеет одну из самых богатых и самых ярких историй. Город известен своей великолепной архитектурой и богатой культурой. Множество влияний сформировало характер города за прошлые 400 лет.

Древняя История

Перед фактическим историческим подъемом города территория, на которой Хайдарабад был в итоге основан, находилась под властью нескольких королевств, включая буддистские и индуистские.

Этой территорией управляла индийская династия , чьи феодальные вожди Какатийя объявили и установили свое королевство вокруг Варангала. Падение Варангала силами Мухаммеда бен Туглука из Султаната в 1321 году н.э. принесла анархию в регион.
В течение следующих нескольких десятилетий Султанат Бахмани Декана боролся с Масунури Ниякасом на севере и Раясом на юге. Это противостояние к середине 15-го века закончи лось переходом контроля над территорией Султанату Бах мани.

История Хайдарабада в средние века

Династия Кутуб Шахи История Хайдарабада как города началась в 1518 году, когда Султан Кули "КутульМульк" провозгласил независимость от Султаната Бахмани и основал город Голконда, объявив себя султаном Кули Кутуб Шах. За десятилетия до этого, Султан Мухаммад Шах Бахмани поручил Кули Кутуль Мульк подавлять повстанцев и бес порядки в регионе, с чем будущий правитель справлялся очень хорошо. К тому времени он основал Султанат Голконды в титуле Султан Кули Кутуб Шах. С этого момента началось правление династии Шахи Кутуб, а Султанат Бах мани полностью распался, расколовшись на пять раз личных королевств.
В 1589 году город Хайдарабад наконец был построен на реке Муси пятым султаном династии в пяти милях к востоку от Голконды. Мухам мед Кули Кутуб Шах посвятил его своей жене Бхагяматхи, а также в 1591 году он приказал построить в городе памятник, который со временем стал его символом – мечеть Чарминар. Говорят, таким образом он ре шил, поблагодарить Всевышнего за подавление чумы, прежде чем она уничтожила бы его недавно построенный город.
Начиная с этого времени и до 17 века богатство и процветание Хайдарабада основывалось на успешной торговли алмазами. Все Султанаты Кутуба, будучи великими мыслителями и строителями, внесли огромный вклад в куль туру и богатство Хайдараба да, привлекая бесчисленные потоки туристов из других стран, которые сравнивали его с красивейшим городом Ирана – Исфаханом.

Могольская Империя

Слава Хайдарабада при влекла внимание императора великих Моголов Аурангзеба, который взял штурмом Голконду в 1686 году Аурангзеб большую часть своего времени проводил в Декане, установив там превосходство и суверенитет великих Моголов. В 1666 году, когда Шах Джахан умер, Аурангзеб укрепил свою власть как императора и пытался расширить свою им перию ещё дальше, чем его предшественник – великий Акбар. Его цель был Хайдара бад, в то время считавшимся одним из самых богатых го родов в регионе, и, как сообщается, являвшийся неприступным из-за защиты форта Голконды. Первоначальные походы Аурангзеба не увенчались успехом, и он впал в отчаяние. Однако в 1687 году крепость выдержала девятимесячную осаду императора Великих Моголов Аурангзеба, но пала через предательство.
гласит, что если бы подкуп ленный диверсант Аурангзеба не открыл ночью , город не был бы захвачен. Султан Абул Хасан Тана Шах, седьмой и последний царь из династии Кутуб Шахи был заключен в тюрьму вскоре после того, как Голконда был взят штурмом. Значимость Хайдарабада снизилась, его процветающая алмазами была разрушена, и город превратился в руины. Внимание Аурангзеба было сосредоточено на других частях Декана, особенно вследствие того, что Маратхи, хотя и медленно, но неуклонно набирали силу в противостоянии правителю Моголов.

Теперь Хайдарабад является столицей индийского штата Телангана и формально столицей штата Андхра Прадеш. Город занимает площадь в 625 км2 (241 кв. мили) вдоль берегов Муси, население его составляет около 6,8 млн, а население аггломерации около 7,75 млн, что делает Хайдарабад четвертым по численности населения городом и шестой самой густонаселен ной городской агломерацией в Индии. При средней высоте в 542 метров (1778 футов) большая часть Хайдарабада расположена на холмистом ландшафте вокруг искусственных озер, включая Хуссейн – предшествовавшее основанию города – к северу от центра.

Достопримечательности Хайдерабада

Чарминар

Чарминар – символ Хайдарабада, как в Агре или Эйфелева башня в Париже. Мухаммед Кули Кутб Шах, основатель Хайдараба да, построил Чарминар в 1591 году в центре оригинальной планировки города. Говорят, что здание было построено, чтобы предотвратить смертельную эпидемию чумы, бушующую в то время. Четыре изящных минарета поднимаются на высоту в 48,7 м над землей. Чарминар имеет 45 молитвенных помещений и мечеть на верхнем этаже. Посетители могут осмотреть архитектурное великолепие внутри мечети Чарминар. Особенно красиво Чарминар выглядит ночью. Он расположен по центру дороги с интенсивным движением автотранспорта, но уже полным ходом идет проект о превращении прилегающей территории в пешеходную зону.


Голконда является одним из самых известных фортов Индии. Название форта произошло от телугского сочетания ГоллаКонда, что означает "Пастуший Холм". Происхождение форта можно быть прослежено до династии Ядава Деогири и Какатияс Варангал. Голконда изначально был глиняным фортом, который перешел к династии Бахмани и позже ею управляли КутбШахи с 1518 до 1687 годов н.э. Первые три правителя КутбШахи перестраивали Голконду на протяжении 62 лет. Форт славится своей акустикой, дворцами, гениальной системой водоснабжения и знаменитым оружием Фатех Рахбен, одним из орудий, использованных в последней осаде Голконды Аурангзебом, в результате которой в конечном итоге форт пал.

Монолитная статуя Будды


Самая большая в мире монолитная статуя Будды в центре озера Хуссейн Сагар В 1992 году тогдашний главный министр штата АндхраПрадеш Н.Т. Рам Рао сделал это реальностью. Монолитная фигура Будды высотой 18 м и весом 450 тонн, над созданием которой трудились около двухсот скульпторов в течение двух лет, стоит на небольшом острове в центре озера Хуссейн Сагар и является главной его достопримечательности для туристов и большинства посетителей города.

Дворец Чоумахалла

Этот роскошный дворец 18го и 19го века служил официальной резиденцией нескольких низамов (титул правителей Хайдарабада), включает в себя четыре внутренних двора с садами, расположившимися в линию с севера на юг. Самый великолепный зал для торжественных приемов "Хилват Мубарак" находится в конце первого внутреннего двора, где низамы проводили церемонии под 19 огромными люстрами из бельгийского хрусталя. Сегодня его боковые комнаты хранят и исторические экспонаты, превозносящие добродетели низамов. Его балкон когда-то служил королевской гостиной для женщин, которые принимали участие в коллективных собраниях в парандже. В несколько других залах хранятся интересные экспонаты низамов: личные вещи, предметы искусства и ремесел, костюмы, а в южном дворе вы найдете 1911 желтых Роллс Ройса, которые были сохранены для особых случаев и прошедшие только 356 миль более чем за столетие.

Индийский вестник

Оба государства, созданные на территории британских владений в Индии, неоднократно сталкивались с проблемами сепаратизма. Это и не удивительно - пёстрый этнический, языковой и религиозный состав населения в совокупности со сложными взаимоотношениями между элитами различных регионов индийского субконтинента изрядно осложнял задачу сохранения территориальной целостности стран региона с их искусственными границами. Если Пакистан в конце концов таки распался, Индия осталась единой, на корню погасив стремление отдельных своих частей - таких, как княжество Хайдарабад - к независимости.

Раздел Британской Индии

Раздел Британской Индии на два независимых государства в 1947 году был очень непростым. Антагонизм между индуистской и исламской частями индийского общества к середине 40-х годов стал настолько большим, что не оставлял никаких надежд на мирное сосуществование этих групп населения в рамках одного государства. С другой стороны, проведение границы между новыми государствами, производимое правительственной комиссией сэра Сирила Рэдклиффа, было крайне сложной задачей.

Никогда раньше не бывавший в Индии, сэр Рэдклифф был назначен руководителем комиссии во многом из-за своей непредвзятости: он не был лично знаком ни с кем из индусов. В помощь ему поровну были делегированы местные судьи из Индийского национального конгресса и Мусульманской лиги. Представителей Конгресса возглавлял будущий премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, главой мусульманской делегации был президент лиги Мухаммад Али Джинна, которого в современном Пакистане считают отцом-основателем государства. Буквально пары дней в обществе этих «коллег» хватило Рэдклиффу для того, чтобы чётко осознать две вещи. Во-первых, Лига и Конгресс не смогут договориться ни по какому вопросу, так как искренне ненавидят друг друга. Во-вторых, острая нехватка времени (а на проведение границы между двумя государствами ему отводилось всего 5 недель) приведёт к тому, что любое решение, каким бы оно ни было, не устроит какую-то из сторон.

Поэтому он, засучив рукава, принялся за работу, фактически единолично принимая решения о прохождении будущей границы, ведь конструктивной помощи от аборигенов ожидать не приходилось. В расчёт Рэдклиффом принимались преимущественно демографические факторы: области, где большинство населения составляли индусы, должны были войти в состав Индийского Союза, а регионы с преимущественно мусульманским населением – в состав Пакистана.

Раздел Британской Индии

Сама работа комиссии проводилась в тайне, и с её результатами общественность была ознакомлена только 17 августа 1947 года, уже через два дня после провозглашения независимости новоиспечённых государств. Эта секретность привела к тому, что после 15 августа в течение нескольких дней отдельные регионы управлялись администрациями «не того» государства, как, например, бенгальский округ Малда. Над этим районом с преимущественно мусульманским населением, но отошедшим по результатам работы Рэдклиффа к Индии, несколько дней развевался пакистанский флаг.

Разумеется, разделение по религиозному признаку практически на всех участках границы было очень условным. В каждой местности был какой-то процент меньшинства. Представители некоторых народов, например пенджабцы и бенгальцы, исповедовали разные религии – и в результате Пенджаб и Бенгалия были разделены государственной границей. В ряде случаев религиозный принцип по непонятным причинам был вовсе нарушен, как, например, в населённом преимущественно мусульманами городе Малда, отошедшем к Индии.

Кроме того, в огромной густонаселённой Индии были и другие религии. Интересы их адептов практически не учитывались, и это привело к таким коллизиям, как у сикхов. Большинство сикхов оказалось на территории Индийского Союза, а их священный город Лахор – в Пакистане. Всё это стало причиной массовых столкновений на религиозной почве, сотен тысяч жертв и беспрецедентного числа беженцев (до 25 миллионов!). Впоследствии оказалось, что этнические разногласия между общинами (которые практически не учитывались при разделе) часто превосходили религиозные, что привело в итоге к распаду Пакистана.

Свои среди чужих, чужие среди своих

Но была и ещё одна проблема.

Британская колониальная администрация не обладала полнотой власти на всей территории Британской Индии. Отдельные её регионы входили в более чем 600 княжеств, различных по площади и и численности населения, и эти государства имели значительную степень суверенитета. Как правило, их отношения с правительством в Дели строились на субсидиарных договорах, по которым княжества передавали метрополии свои права на внешнюю политику и оборону, но сохраняли независимость в вопросах внутренней политики.

Эти княжества получили возможность делать выбор, к какому из государств присоединиться. В подавляющем большинстве случаев здесь всё было достаточно просто. В населённых индуистами княжествах правили раджи-индуисты, и они вошли в состав Индии. В населённых мусульманами уделах правили исламские монархи, и эти княжества присоединились к Пакистану. Но в нескольких из таких монархий конфессиональная принадлежность большинства населения и правящей верхушки не совпадала. Самыми крупными и известными были княжества Кашмир и Хайдерабад.

В Кашмире, населённом преимущественно мусульманами, правила индуистская династия, которая склонялась к присоединению к Индии. Мусульманское большинство Кашмира, а также правительство Пакистана с таким решением не согласились. Эти разногласия привели к нескольким полномасштабным войнам между двумя южноазиатскими государствами, и конфликт не разрешён до сих пор. Де-факто Кашмир разделён между Индией и Пакистаном. Эта «горячая точка» является потенциально одной из самых опасных в мире: обе стороны конфликта обладают ядерным оружием и полны решимости его применить при неблагоприятном стечении обстоятельств.

Последний низам Хайдарабада Осман Али Хан – один из богатейших людей мира своего времени по информации американского журнала «Тайм»

Зеркально противоположная ситуация сложилась к 1947 году в одном из княжеств Южной Индии – Хайдарабаде. Примерно 85% из 18-миллионного населения княжества были индуистами (и только 12% - мусульманами), но правил Хайдарабадом мусульманский низам Осман Али Хан.

Государство Хайдарабад

Среди сотен индийских туземных княжеств Хайдарабад выглядел довольно примечательно. Площадь этого крупнейшего в Индии государственного образования составляла 214 190 квадратных километров – больше, например, чем современная Беларусь (207 600 квадратных километров). Валовой национальный продукт княжества превышал ВНП Бельгии, а низам Хайдарабада Осман Али Хан в 1937 году был назван журналом «Тайм» одним из самых богатых людей мира. У государства была своя армия (22 000 человек), свои железнодорожная система и авиакомпания.

Единственный из числа княжеств в составе Британской Индии, Хайдарабад имел даже собственный банк и выпускал свою валюту – хайдарабадскую рупию.


Городская ратуша в городе Хайдарабаде, столице княжества

Во время восстания сипаев в 1857 году Хайдарабад выполнил свои обязательства по договору перед Британией и не поддержал повстанцев, за что получил особый официальный статус «верного союзника». Свою репутацию надёжного союзника Британии княжество оправдало и в годы Второй мировой войны, когда Осман Али Хан подарил британскому и австралийскому флотам несколько эсминцев, в том числе эсминец «Низам».

Как уже указывалось выше, многоязычное население Хайдарабада было преимущественно индуистским. Однако и сам низам, и подавляющее число высших чиновников в стране было мусульманами. Как и более 70% офицеров в хайдарабадской армии.


Эсминец «Низам» австралийского военно-морского флота в мае 1945 года

Ещё одной примечательной особенностью Хайдарабада было большое количество площадок для игры в поло. Их в стране было 17 – больше, чем в любом другом регионе Индии.

Операция «Поло»

Имея под своим управлением крупную и достаточно сильную страну, низам Осман решил, что ему не по пути ни с Индией, ни с Пакистаном. Ещё до предоставления Британией независимости этим государствам низам попросил у Лондона признать его княжество суверенной монархией в составе Содружества, но эта просьба была отвергнута.

15 августа 1947 года, в день провозглашения независимости Индии, собственную независимость провозгласил и Хайдарабад. С этого момента началась череда переговоров между Индией и Хайдарабадом при посредничестве Великобритании, однако обе стороны одновременно с переговорами втихаря готовились к силовому решению. Индия сооружала баррикады на въездах в княжество, готовя экономическую блокаду - несмотря на крупные размеры, Хайдарабад был анклавом внутри индийской территории и не имел выхода к морю. Со своей стороны, Хайдарабад передал Пакистану 200 миллионов рупий для закупки крупной партии оружия и организовал там свою бомбардировочную эскадрилью.

Все планы, ограничивающие суверенитет Хайдарабада, его делегациями отвергались. Низам требовал полной независимости либо, как вариант, самостоятельного членства в Британском Содружестве наций. Он даже попробовал привлечь к решению вопроса в качестве арбитра президента США Трумэна, но безуспешно. Для противодействия значительной индуистской оппозиции внутри страны низам Осман организовал многочисленные, но плохо вооружённые отряды мусульманского ополчения - разакаров.


Разакары

Вооружённые столкновения между разакарами и индуистами проходили по всей стране и даже за её пределами, перекинувшись на территорию сопредельных областей Индийского Союза. При этом различные оппозиционные политические партии внутри княжества также предприняли различные меры, направленные на свержение власти низама. Если Хайдарабадский национальный конгресс практиковал ненасильственный протест, то вездесущие коммунисты организовали восстание крестьян в Теленгане против землевладельца-мусульманина. При этом коммунисты, восстав против низама, сами лелеяли идею создания независимого коммунистического государства в Хайдарабаде.

В некоторых источниках даже указывается, что в 1948 году они обратились за помощью к Сталину. Впрочем, одного взгляда на карту лидеру СССР хватило, чтобы дать ответ хайдарабадским коммунистам о невозможности поддержки вооружённого восстания на территории, не имеющей прямого выхода к морю, и им был дан совет искать другие способы прихода к власти. Дальше всех пошли националисты из индуистской организации «Арья Самадж»: 4 декабря 1947 года их человек попытался убить самого правителя княжества.

Хайдарабад готовился к большой войне. Армия княжества (3 танковых и 1 кавалерийский полк, 11 пехотных батальонов, артиллерийские части) была укомплектована наёмниками, многие из которых имели боевой опыт. 200 тысяч вооружённых холодным оружием и древними дульнозарядными ружьями разакаров в качестве военной силы могли приниматься во внимание главным образом благодаря своей многочисленности. Военную помощь Хайдарабад получал от Пакистана и из португальской колонии Гоа.


Подразделения армии Хайдарабада

В этой ситуации индийское руководство посчитало независимый Хайдарабад «язвой в сердце Индии, которая должна быть устранена хирургическим путём ». Такой оценке сильно способствовало и заявление Лаика Али, премьер-министра Хайдарабада: «Индия считает, что если Пакистан атакует её, то Хайдарабад вонзит ей нож в спину. Я не уверен, что мы так не поступим ». По финальному плану урегулирования конфликта, подписанному Индией, она уже не требовала входа княжества в свой состав, а требовала закрепить его дружественную позицию к себе гарантированным отказом от вхождения в состав Пакистана. Но низам отверг эти встречные уступки и настаивал на полном и ничем не ограниченном суверенитете.

После того как 6 сентября 1948 года в деревне Чиллакаллу индийский полицейский пост был подвергнут сильному обстрелу со стороны разакаров, танки и подразделения гуркхов индийской армии отбросили мусульманскую милицию на территорию Хайдарабада и заняли после столкновения с бронечастями княжества город Кодар. Индийская армия приступила к окончательному решению хайдарабадского вопроса. Операция получила кодовое название «Поло» в честь площадок для этой игры, широко распространённых во владениях низама.


13 сентября 1948 года по плану командующего Южным командованием индийской армии генерал-лейтенанта Э. Н. Годдарда началось полномасштабное индийское военное вторжение в Хайдарабад. Последовавшая за этим пятидневная война показала, что низам Осман очень сильно переоценил возможности своего княжества.

Наступление проводилось по двум главным направлениям - от Виджаявады с востока и от Солапура с запада. При этом отдельные подразделения атаковали по всей протяжённости границы, не давая обороняющимся сосредоточить основные силы на направлениях главных ударов. Всего индийская армия, вынужденная держать значительные силы на границах с Пакистаном, выделила для участия в операции 35 000 человек.


Индийские «Шерманы» в Хайдарабаде

Первое столкновение на западном направлении произошло на укреплениях у города Налдург. Здесь 7-я бригада индийской армии успешно атаковала позиции 1-го Хайдарабадского пехотного полка. Захватив важный мост через р. Бори, индийская пехота обеспечила возможность безопасного прорыва 1-й бронетанковой бригады, которая к исходу дня углубилась более чем на 60 километров в хайдарабадскую территорию, без особого труда преодолевая сопротивление многочисленных разакаров. К северо-западу от Налдурга успешно наступала ещё одна колонна индийских войск, в результате двухчасового боя захватившая г. Тулджапур.

На востоке индийские войска натолкнулись на упорное сопротивление вооружённых бронеавтомобилями «Стегхаунд» и «Хамбер» хайдарабадских частей. В результате двухчасового боя последние были разбиты, и индийцы продолжили движение на запад, заняв к исходу дня города Хоспет и Тунгабхадра.


Британский бронеавтомобиль «Хамбер»

14 сентября западная группировка индийских войск продолжила наступление, поддержанное ударом эскадрильи «Хоукеров Темпест» по укреплённым районам противника. Наступление восточной группировки было задержано противотанковым рвом и сильным огнём с возвышенных позиций в районе Сурьяпета. Ветераны Бирманской кампании против Японии, бойцы 5-го полка гуркхских стрелков отбили возвышенность у хайдарабадцев, нанеся им большие потери. 11-й полк гуркхов с эскадроном 8-го кавалерийского полка одновременно занял город Османабад.

И только в городе Джална индийская армия не смогла с ходу преодолеть упорного сопротивления хайдарабадской армии. Джалну не смогли взять 2 пехотных полка, усиленные танками, и на следующий день город оставили осаждать 11-й гуркхский полк, а остальные части устремились дальше.

В дальнейшем индийская армия наступала стремительно, часто сталкиваясь лишь с символическим сопротивлением войск низама. Там, где не получалось взять населённые пункты с ходу, в дело вступала индийская авиация, как, например, в городе Сурриапет. В горных районах, используя преимущества местности, разакары ещё могли организовывать засады и использовать тактику партизанской борьбы, но индийская артиллерия быстро заставляла их отходить.

К утру 17 сентября индийская армия находилась в 60 километрах от столицы княжества. Стало понятно, что все боеспособные подразделения армии Хайдарабада уже разгромлены и понесли очень тяжёлые потери. Низам по радио на английском языке обратился к индийским войскам, сообщив о капитуляции. В 16 часов индийский генерал-майор Чаудхури принял капитуляцию у командующего армией Хайдарабада генерал-майора Эль-Эдрооса.


Генерал-майор Чаудхури (слева) принимает капитуляцию у командующего армией Хайдерабада генерал-майора Эль-Эдрооса

Последствия

Поражение Хайдарабада было сокрушительным. Если индийская армия потеряла 32 человека убитыми, армия низама потеряла 807 человек. Погибло так же 1373 разакара. Но в целом жертв конфликта было гораздо больше – в недельных волнениях, охвативших Хайдарабад после оккупации, погибло, по разным данным, от 27 000 до 200 000 человек.

Хайдарабад был включён в состав Индии на правах штата, а низам Осман был лишён реальной власти и получил церемониальный пост «раджпрамукх». Многие лица из числа его окружения бежали в Пакистан. Дальнейшая возможность хайдарабадского сепаратизма была пресечена в 1956 году, когда в Индии произошла административно-территориальная реформа, и многоязычный Хайдарабад был разделён между соседними штатами, границы которых проводились по лингвистическому принципу.

Несмотря на кровопролитность, для современного индийского государства вторжение в Хайдарабад сыграло положительную роль. Кашмир, ситуацию в котором не получилось радикально решить в сжатые сроки, тлеет, периодически взрываясь, уже седьмой десяток лет, и конца конфликту в этом спорном районе не видно. Южная же Индия по внутрииндийским меркам – регион достаточно спокойный. Вполне возможно, что наличие в центре государства враждебного анклава под властью мусульманской династии могло бы стать катализатором распада Индийского Союза. В реальности же Индия, несмотря на все противоречия между представителями различных народов, религий и каст, выстояла, а распался ее оппонент – мусульманский Пакистан.

Литература:

  • Sherman, Taylor C. (2007). «The integration of the princely state of Hyderabad and the making of the postcolonial state in India, 1948–56»
  • Mohan Guruswamy, There once was a Hyderabad, indiadefence.com
  • Brig Amar Cheema, Operation ‘Polo’ and Impact & Ramifications on India’s First Kashmir War, indiandefencereview.com
  • Mike Thomson, Hyderabad 1948: India"s hidden massacre, bbc.com

А виза туда нужна?

Нужна, но дают ее очень легко. Для получения туристической визы в Индию не нужно вообще ничего, кроме действующего загранпаспорта, билетов на самолет и брони отеля. Визовый центр рядом с метро Сухаревская небольшой, народу там немного, сотрудники душевные. Визу делают несколько дней.

Нам нужна была виза для посещения конференции - у индусов это отдельный тип виз (в Европу на конференции ездят по обычной туристической визе). Поэтому у нас все было чуть сложнее, и не без вездесущего индийского колорита.

Для оформления визы на конференцию, помимо прочих документов, консульство потребовало от оргкомитета некую бумагу - что-то вроде разрешения на проведение конференции. Мы сначала попытались сами вытрясти эту бумагу из оргкомитета, но после недели общения по электронной почте и международному телефону перепоручили эту непростую задачу сотрудникам консульства. Чтобы они сами объяснили соотечественникам, чего от них хотят. Процесс затянулся. Остальные документы были давно собраны, мы сидели как на иголках. У нас даже завелся свой сотрудник консульства, которому можно было звонить на мобильник и спрашивать, как идут дела. До вылета оставалось меньше недели.

Наконец за два дня до вылета консульство и оргкомитет нашли общий язык. Мы подали документы, и за день до вылета получили готовые визы. Мы делегировали от нашей компании в консульство засланца. Там сначала попытались возмутиться, что визы выдают с пяти до шести и что это он тут вообще в обед делает. Но пробегавший мимо индус узнал его - а, так это вы! - и вынес ему наши паспорта. Вот так просто - без документа, без доверенности, без квитанции, без никто.

Бардак с одной стороны, человечность - с другой. Пытаюсь представить себе такое в шенгене - и не могу.


Как туда попасть

Проще всего - самолетом. В нашем случае это была авиакомпания Emirates, рейс из Москвы до Хайдарабада с пересадкой в Дубае. Лететь из Москвы в Дубай 5 часов, из Дубая в Хайдарабад 3,5 часа. Пересадка была 9 часов на пути туда и 5,5 - на пути обратно.

Аэропорт Дубая - это особенное впечатление. Во-первых, там +40. Ощущение - будто сидишь зимой в автобусе, и тебе в ноги дует печка. Только это не печка, это весь воздух такой. Во-вторых, это плавильный котел. Центр мира, где сходятся дороги пяти континентов. Здесь можно наблюдать представителей всех культур, освоивших авиасообщение. Индусы в ярких одеждах. Мусульмане: женщины наглухо замотаны в паранджи, расшитые золотом, мужчины в белых свободных одеждах. Африканцы и азиаты. Доминиканские монашки индийской национальности. Европейцы - в жалком меньшинстве. Кажется, здесь можно пожить с месячишко - и набрать гору культурологического материала, какой не соберешь и за годы экспедиций.

И отдельно хочу выразить восторг по поводу авиакомпании Emirates. Потому что такого великолепного сервиса в эконом-классе за приемлемые деньги я не встречала еще нигде. Самолет огромный, каждому пассажиру полагается подушка, одеяло и экранчик с музыкой, фильмами, играми и камерами, глядящими наружу самолета. Очень качественная еда и металлические приборы. Стюардессы в форме, которая радует глаз, и говорящие на нескольких языках из разных регионов мира. А еще где-то там есть не только бизнес-класс, но еще и первый класс. У них отдельный вход, и что делают с людьми там, я не знаю - может, предлагают кровать и персональную массажистку. Настоящий восточный дворец сказок.


Где там жить

Жилье в Хайдарабаде найдется на любой вкус. Хочешь прочувствовать местный колорит - подбирай себе отель подешевле или даже хостел. Хочешь глядеть на местный колорит из комфортного номера со всеми удобствами - добро пожаловать в отель подороже.

Мы жили в отеле под названием Justa the Residence. Он обладал тремя звездами и отдельными элементами местного колорита. Местный колорит выражался в завтраках из местной кухни и гипер-услужливых сотрудниках. Завтрак в первый день вызвал недоумение формата «что это такое и как это едят»; впрочем, мы почти сразу разобрались и дальше с удовольствием это ели. Сотрудники таскали наши вещи, открывали перед нами дверь и по утрам приносили газету. Мы списали это все на остаточную колониальность сознания. Номера скромные, но все необходимое там есть. К номеру прилагаются чайные пакетики, растворимый кофе и кофеварка, которую предлагают использовать и для кипячения воды. На крыше отеля находится ресторан, у которого есть закрытая и открытая часть. В закрытой его части мы завтракали, а на открытую выходили глазеть на озеро и малоэтажные здания квартала, тонущие в джунглях. Тропический ливень и кислый запах тухлятины прилагаются.

Открытая терраса ресторана


Вид с крыши отеля на озеро


Вид с крыши отеля в сторону от озера


Абстрактная скульптура в одном из коридоров

Конференция проходила в пятизвездочном отеле Mariott. В холле и конференц-зале шикарное убранство, не уступающее таковому в аналогичных отелях Европы. В номерах не была, но предполагаю, что там все тоже на высоте. Дворик отеля ухоженный, с множеством диковинных деревьев и цветов. Территория отеля обнесена колючей проволокой под током, на входе - шлагбаумы и рамки металлоискателей. Чтоб никакой местный колорит не прорвался.


Скульптурная группа на территории Мариотта

И оба эти отеля умудряются находиться в бедном квартале с домами-пеналами, козами и коровами. Так что совсем избегнуть местного колорита, увы, не получится даже в Мариотте.


Чем там питаться

Вся индийская кухня делится на две категории: острое и вегетарианское. К острому быстро привыкаешь, поскольку мяса все-таки хочется. Мясо - это чаще всего курица, хотя иногда попадаются и другие варианты. Гарнир - в основном рис и овощи. Индийскую кухню принято есть руками, но европеизированные индусы пользуются приборами, и европейцам их тоже выдают.

На конференции кормили так, что необходимости питаться где-то еще не возникало; возможно, это тоже делалось с целью защиты нежной психики европейцев. Ели в городе мы только один раз. Тогда нам попался очень приятный ресторанчик с китайской кухней. Порции в ресторане были большие; сотрудник-индус очень удивился объему заказанного и, в частности, объему заказанного чая (всего-то по чайничку на брата). Впрочем, мы справились. Думаю, что в центре города можно найти рестораны на любой вкус и кошелек.

Прежде чем есть в Индии уличную еду, стоит десять раз подумать, - пишут во всех путеводителях для европейцев. Мы пробовали один раз пить сок сахарного тростника, и нам ничего за это не было. Мне кажется, правильнее всего ориентироваться на внутреннее чутье и здравый смысл.


На что там смотреть

Индия - страна большая, и интересные места размазаны по ней тонким равномерным слоем. В Хайдарабаде есть три основных достопримечательности, куда нас возили: это Чарминар, Голконда и комплекс гробниц султанов Кутб-Шахи. Чар-Минар и комплекс гробниц - это памятники мусульманской архитектуры XVI-XVII века. Они совершенно не ухоженные, но их былая красота проступает и из-под грязи и подтеков. Если бы их кто-нибудь отреставрировал - были бы конфетки. Голконда производит совсем другое впечатление: живописные руины замка на зеленом холме. Резьба по камню там потрясающая.

Но главное, что стоит увидеть в Индии - это даже не достопримечательности. Это уклад жизни, совершенно отличный от того, к чему мы привыкли. Это совершенно другая культура и совершенно другой взгляд на мир. В Индии, глядя вокруг, понимаешь многое про то, какой разный у нас мир и насколько сильно жизнь людей может отличаться от того, что мы видим в Европе.


Как перемещаться в пространстве

Транспорт по стране - это самолеты и поезда. А для перемещения внутри города есть несколько опций.

Всех иностранцев первым делом стремятся засунуть в такси и перемещать исключительно в нем. Помимо стандартного для нас варианта, когда такси просто отвозит тебя из точки А в точку Б (у индусов это называется drop-off), для иностранцев есть так называемые пакеты (packages). Можно выбрать пакет на 1, 3, 6 часов и другое количество времени. И все это время такси будет тебя катать: отвозить куда надо, ждать и потом везти в следующую точку. Туристы пользуются таким для шопинга и осмотра достопримечательностей. Такси комфортно и стоит по нашим меркам недорого: drop-off порядка 100-200 р, пакеты пропорционально дороже. Но это - совершенно неинтересно.

Гораздо интереснее рикши. Их можно вылавливать из потока индийской жизни и уговаривать отвезти тебя в нужное место за удобные тебе деньги. Их тарантайки снабжены счетчиками, но ездить по счетчику туристам категорически не рекомендуют: ушлые аборигены будут везти тебя в соседний квартал через полгорода, лишь бы посильнее его накрутить. Лучше договориться с рикшей о цене заранее. Соглашаться на первую предложенную цену тоже не советуют: она гарантированно будет раза в три выше, чем реальная стоимость поездки. Прежде чем ехать, нужно с рикшей поторговаться и скинуть цену. Торговаться следует, активно применяя язык жестов, поскольку с английским у рикш обычно не особо хорошо. Мы этим вполне успешно развлекались.

Еще в Хайдарабаде есть автобусы, но этих переполненных людьми монстров мы сторонились. Пешком и на рикше все равно смешнее.


Где делать покупки

Для шопинга в Хайдарабаде есть специальный квартал Basheer Bagh. Магазинов там великое разнообразие; мы освоили один из них - Woman’s World, магазин национальной женской одежды.

Покупать национальную одежду в Индии - это отдельное искусство. В магазине первые два этажа были целиком заняты сари. На третьем этаже продавалась другая одежда: платья, рубашки, туники и штаны. Подогнать одежду по фигуре может специальный портной прямо в магазине, в течение пары часов. К некоторым платьям отдельно прилагаются рукава. Их можно попросить пришить, а можно оставить как есть.

Одежда бюджетная и при этом яркая и необычная - как раз как я люблю. Качество, правда, не суперское - но за такие деньги почти совсем не обидно. Обиднее, что эта красота недолговечна.

А главным хайдарабадским сувениром считается жемчуг. Но как раз его-то мы и не купили - как-то руки не дошли.


Антисанитария: наш опыт

Индийская антисанитария - одна из любимейших страшилок для туристов. О ней пишут туристические сайты и рассказывают родственники, советуя по примеру двоюродного дяди-дипломата непременно взять с собой марганцовку - фрукты мыть.

Марганцовку в наше время днем с огнем не сыщешь, но от индийской антисанитарии хотелось как-то себя обезопасить. Мы набрали с собой, помимо стандартной аптечки путешественника, целый набор разнообразных лекарств от желудочно-кишечных расстройств, антисептические влажные салфетки и средство для протирки рук со спиртом.

К счастью, почти ничего из этого нам не пригодилось. Оказалось, что в Индии, чтобы не обрести приключений на свое здоровье, достаточно соблюдать обычные правила гигиены. Мы мыли руки с мылом перед едой, в течение дня время от времени протирали их салфетками или средством. Для чистки зубов мы использовали кипяченую воду. Пили воду в бутылочках, которую раздавали на конференции всем желающим. Бутылочки были маленькие, на 200 мл, и совершенно очаровательные, за что были окрещены бутылёчками. Фрукты перед едой тоже всегда мыли с мылом.

Особо впечатлительным следует опасаться психосоматики, помноженной на окружающие ароматы. В первый день, попробовав местной еды, мы съели активированного угля - больше с перепугу, чем по показаниям. Потом пугаться перестали, и есть активированный уголь необходимость тоже отпала.

Еще в Индии не советуют купаться в пресных водоемах. Там сидит червь ришта, который залезает человеку под кожу, и получается плохо.

По мере пребывания в Индии происходит постепенное ослабление бдительности в отношении желудочно-кишечных дел - видимо, параллельно с привыканием организма к местным условиям. Европейцы, пожившие в Индии долго, пишут, что воду из-под крана перестали бояться брать в рот уже к середине первого месяца. У меня этот момент наступил вечером перед отъездом: задумалась, когда чистила зубы. И ничего страшного со мной не случилось. Здесь как с едой: внутреннее чутье и здравый смысл - наши лучшие друзья.

Главный туристический объект штата Андхра-Прадеш - город Хайдарабад (к сожалению, редко посещаемый иностранными туристами).

Хайдарабад - единственный город южной Индии с мусульманским большинством. Это определяет многие его особенности - архитектуру, кухню, популярность языка урду.

Административно делится на три города, вплотную примыкающие друг к другу: собственно Хайдарабад на юге, Секундерабад на севере и Хай-Теч-Сити на западе. Последний город - центр компьютерной индустрии Индии, индийцы иногда называют его Сайберабад (то есть Киберабад).

Главная местная достопримечательность - форт Голконда на западной окраине Хайдерабада . Голконда прославилась на весь мир торговлей драгоценными камнями, в основном бриллиантами. Здесь в шахтах добыты такие всемирноизвестные алмазы, как камень "Великих Моголов", "Орлов", "Кох-и-нур" ("Гора света").

Индия Хайдарабад

Крепость стоит на вершине конического холма на высоте 610 метров над уровнем моря. Добраться можно автобусами от вокзала (примерно 11 км. от центра города).

Внутри есть руины нескольких дворцов, сверху хорошая панорама города. В полутора километрах к северо-западу от форта - мавзолеи местных правителей.

В историческом сердце Хайдарабада возвышается Чар-Минар - сооружение индо-мусульманской архитектуры с четырьмя башенками, символ города, которое иногда называют "Триумфальной аркой Востока". Его минареты, высотой по 55 метров каждый, стоят по краям открытых арок, обращённых к четырём сторонам света. Чар-минар был воздвигнут в 1591 году в память об избавлении города от эпидемии чумы. Вокруг одноименной площади - центральный базар и несколько великолепных мечетей.

Достопримечательности Хайдарабада

Главная из них - Мекка-Масджид , одна из наиболее знаменитых мечетей на юге страны. Мекка-Масджид, как говорит её название, постоена по образцу знаменитой мечети в Мекке. Рядом с рекой - красивое здание суда, а на другом берегу - музей Салар Джанга , где выставлены произведения искусства и предметы роскоши со всего света, которые собрали хайдерабадские низамы.

Музей славится богатыми собраниями персидских ковров, где представлены почти все знаменитые узоры Ирана. Неотъемлемая часть музея - большая библиотека, в которой собраны более 50 тыс. рукописных и печатных книг на урду, арабском, персидском и английском языках. Очень интересна коллекция Коранов и классических произведений выдающихся поэтов и писателей Востока, выполненных искусными каллиграфами и иллюстрированных изящными миниатюрами.

Богаты индийские коллекции музея. Чудесная керамика, инкрустированные шкатулки для специй, кальяны и сотни других красивых вещей.

На юго-запад от Чар-Минар расолагается, пожалуй, самый лучший зоопарк на юге Индии.

Хайдарабад и Секундерабад разделяются озером Хуссейн-Сагар. Главная дорога идет по берегу озера, вдоль этой дороги с юга от озера - мусульманский мавзолей, ночью он красиво подсвечивается зеленым и фиолетовым прожекторами. Посреди озера стоит большая статуя Будды, к ней можно подъехать на лодке.

Хайдарабадская кухня больше похожа на североиндийскую (могольскую), чем на южноиндийскую. Много мяса, в том числе говядины (коровы по улицам не ходят). В центре города, у автостанции Чар-Минар, продают знаменитую хайдерабадскую фалуду. Этот прохладительный напиток в разных мусульманских странах делают по-разному. Здесь фалуда состоит из молока, свежих фруктов, кусочков творога, орехов и прочих вкусностей.

По материалам: www.turlocman.ru