Отдыхаем в Италии
Поиск по сайту

Что произошло 15 апреля 1912 года. Почему затонул Титаник? Добавить свою цену в базу Комментарий

Корабль затонул за 2 часа 40 минут. В момент катастрофы на борту находилось 1 316 пассажиров и 891 член экипажа, всего 2 207 человек. Из них спаслись 705 человек, 1 502 погибли. Крушение «Титаника» вызвало широчайший общественный резонанс, став самой крупной по числу жертв морской катастрофой своего времени. В настоящее время входит в пятёрку крупнейших по числу жертв морских катастроф мирного времени всех времён.

14 апреля 1912 года

23:00 «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист Джек Филлипс «Титаника» обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты района.

23:39 Находящийся в «вороньем гнезде» на мачте «Титаника» вперёдсмотрящий Фредерик Флит замечает айсберг, находящийся всего в ¼ мили (663 метра) прямо по курсу корабля. Флит немедленно трижды ударяет в колокол и кричит в трубку телефона: «Айсберг прямо по курсу!». Первый помощник Уильям Мэрдок тут же отдает команды «Право на борт!» (в оригинале "Hard a"starboard" - согласно использовавшейся в то время системе команд, она соответствовала перемещению румпеля вправо; перо руля и следовательно нос судна при этом поворачивались влево) и «Стоп!», а затем «Полный назад!», рассчитывая обойти айсберг слева.

«Титаник» не успевает выполнить маневр и скользящим ударом врезается в подводную часть айсберга. На глубине от одного до шести метров ниже ватерлинии айсберг повреждает корпус лайнера на протяжении порядка 90 метров. Как показали исследования покоящихся на дне останков судна, «Титаник» получил несколько узких, но длинных пробоин.

Корпус «Титаника» встал под углом в 19 градусов и погрузился в воду по третью дымовую трубу. Под водой отломилась вторая дымовая труба. Все, кто не успел зацепиться за канаты шлюпбалок или палубные надстройки , скатились в воду, сбитые полетевшими вниз стульями и шезлонгами. Некоторые не пытались снова забраться на корму, а сами прыгали вниз.

Корма «Титаника» возвышалась уже на 60 метров над водой, пассажиры с палуб срывались в воду.

Был зафиксирован последний сигнал SOS с «Титаника». На «Титанике» отказывает электрооборудование и гаснет свет.

Под углом в 23 градуса корпус судна начал разламываться между второй и третьей трубами. После того, как корма окончательно отломилась, упали в воду третья и четвёртая трубы.

Через 2 часа и 40 минут после столкновения с айсбергом, кормовая часть «Титаника» встала почти вертикально (под углом в 70 градусов), накренилась на левый борт и начала быстро уходить под воду. Последние из оставшихся на палубе, видя отсутствие шансов на спасение, сами прыгали вниз. Океанские воды прорвались внутрь быстро тонущего судна, своим напором ломая двери и переборки . Всего через полминуты вода уже сомкнулась над кормовым флагштоком «Титаника».

Потерпевшие крушение в складной шлюпке "D"

На скорости около 13 миль в час носовая часть «Титаника» врезается в океанское дно на глубине 3750 метров, зарываясь в осадочные породы дна [неавторитетный источник? ] .

Кормовая часть «Титаника» опускается на океанское дно, вращаясь по спирали, на скорости около 4 миль в час .

После гибели «Титаника» только одна шлюпка вернулась к месту затопления для спасения выживших. Шлюпка номер 4 не вернулась, но была близко и подобрала 8 членов команды, двое из которых позже умерли. Шлюпка номер 14 спасла 4 человек, один из которых, Уильям Хоут, позже умер.

До места катастрофы добирается «Карпатия » и подбирает шлюпку номер 2.

Примечания

Литература

  • Capitan L. Marmaduke Collins. THE SINKING OF THE TITANIC. An Ice-Pilot"s Perspective . - Breakwater Books, Limited, 2002. - 198 p. - ISBN 1-55081-173-8 Текст для ознакомления
  • Jay Henry Mowbray. The Sinking of the Titanic: Eyewitness Accounts . - Dover Pubns, 1998. - ISBN 0-486-40298-3 Текст для ознакомления
  • Robert Gannon. What Really Sank the Titanic? - Popular Science, vol. 246, no. 2 (February 1995). - P. 49-55, 83-84. (Один из вариантов хронологии)

Ссылки

«Титаник» (15 апреля 1912 года)

Английский лайнер затонул спустя 2 часа 20 минут после удара об айсберг. Погибли 1522 человека, спасено 705 человек. Самая знаменитая катастрофа XX века.

Летним вечером 1907 года Брюс Айсмей , исполнительный директор «Уайт Стар », и его жена Флоранс ужинали в лондонской резиденции лорда Джеймса Пирри , компаньона белфастской кораблестроительной фирмы «Гарланд энд Вульф », которая строила все суда для «Уайт Стар ». Новый лайнер «Лузитания », принадлежавший конкурентам из компании «Кунард лайн », был на устах всего города. Перед его первым рейсом ожидалось, что будет побит рекорд скорости по пересечению Атлантики и сей факт закрепит лидерство «Кунарл лайн » в гонке суперлайнеров. Суда «Уайт стар » не шли ни в какое сравнение с «Лизитанией ».

Пирри и Айсмей разработали план, позволявший «Уайт Стар » завоевать первенство. Они решили, что не будут вступать в соревнование по скорости, а построят пару плавающих дворцов, каких мир еще не видел. Спустя неделю после этого исторического ужина целая армия инженеров и механиков принялась создавать чертежи и спецификации, начиная с массивных, высотой в четыре яруса, двигателей и заканчивая посадочными местами в столовой для первого класса.

В декабре 1908 года была заложена первая килевая плита в основание судна №400, названного позднее «Олимпик ». Судно №401, названное «Титаником », было заложено 31 марта 1909 года.

День 31 мая 1911 года в Белфасте выдался ярким и чистым. Южный бриз морщил поверхность Белфастского залива и трепал флаги на кранах. Более 100 тысяч зевак пожелали увидеть спуск на воду судна №401. По традиции компаний «Уайт стар » и «Гарланд энд Вульф » не было никакого молебна во славу новорожденного.

В 12.05 запустили две ракеты, в 12.10 - третью. В 12.13 корпус в 26000 тонн заскользил вниз по направляющим, влекомый собственным весом. «Титаник » развил скорость в 12 узлов (около 22 км/ч), прежде чем шесть якорей и две толстые якорные цепи, весившие каждая 80 тонн, остановили его. Весь процесс занял 62 секунды. Затем буксиры подвели его к бухте, где в течение десяти месяцев он должен был оснащаться оборудованием и пассажирскими каютами.

После спуска судна на воду началась работа по сооружению пассажирских мест, установке инженерного оборудования и навигационных систем. Все, что было сделано до этого, можно сравнить с постройкой фундамента здания. Теперь плотники, электрики, наладчики паровых машин, укладчики ковровых покрытий и мастера по металлу получили широкий фронт для работы.

Это было поистине уникальное сооружение. Его валовая вместимость - 46328 тонн, длина - 270 метров, ширина - 28, высота от ватерлинии до шлюрочной палубы - 18,5 метра, высота от киля до конца труб - 53 метра. По сути, в высоту это одиннадцатиэтажный дом! Двигатели: 2 поршневых, 4 цилиндровых, мощностью 30 тысяч лошадиных сил; одна парсоновская турбина низкого давления мощностью 18 тысяч лошадиных сил. Предельная скорость - 21-23 узла (примерно 37-41,4 метра в сек). Двадцать спасательных шлюпок были рассчитаны на 1178 человек.

Спецификации «Титаника » в большой степени походили на спецификации «Олимпика ». Были внесены некоторые изменения, которые привели к утяжелению на 1000 тонн и большей роскоши. Одним из них была установка дополнительной защиты вокруг прогулочной палубы. Кроме того, пассажиры «Олимпика » жаловались на брызги соленой морской воды от носа корабля во время плавания по северным атлантическим морям. Эти изменения и стали наиболее видимой разницей между двумя судами.

Наконец, 3 февраля 1912 года «Титаник » был поставлен в сухой док, где его снабдили тремя винтами, а на внутреннее убранство навели последний лоск. Прибыла огромная люстра, которую повесили в главной кают-компании. Кухонную утварь и фарфор поместили в соответствующие хранилища. Была установлена и проверена система беспроводной связи, способная передавать сообщения на расстояние в 500 миль (около 310 километров ). Карты и навигационное оборудование отправили на капитанский мостик. Все мелочи, необходимые для функционирования крупного океанского лайнера и большого отеля, прибыли на борт, были установлены, проверены, размещены по хранилищам и оприходованы. Строительство великого судна почти закончилось.

Со 2 апреля «Титаник » начал плавать по морям. Пройдя в глубь залива и оставив позади буксиры, он совершил несколько быстрых рейдов для проверки двигателей.

Корабль был поставлен на прямой курс со скоростью 20,5 узлов. Рулевое колесо резко повернули на 360 градусов. Слегка накренясь, «Титаник » развернулся, описав круг диаметром 3850 футов (больше одного километра ). Никто не мог предположить, что корабль повторит этот маневр менее чем через две недели, но уже при трагических обстоятельствах.

После завершения теста и получения разрешения от Торговой палаты, «Уайт стар лайн » была объявлена полноправным владельцем королевского почтового парохода «Титаник », самого большого и роскошного предмета, когда-либо созданного человеческими руками.

Суббота, 6 апреля. Порт Саутгемптон , графство Хэмпшир , юг Англии . День найма для большинства из экипажа. Прибыла основная часть груза. Весь груз весил 560 тонн и состоял из 11524 отдельных мест.

Холлы офиса компании «Уйат Стар лайн » были полностью забиты людьми. Сотни моряков Саутгемптона , оказавшихся без работы в результате только что прошедшей забастовки шахтеров, толпились в ожидании счастливого случая, несмотря на то, что они, без сомнения, были обеспокоены грядущим первым рейсом. Многие были из самого Саутгемптона , но часть моряков прибыла из Ливерпуля , Лондона и Белфаста .

Заявления от прибывших с континента не принимались, поскольку по настоянию капитана корабля Эдварда Дж. Смита необходимо было сформировать «настоящий британский экипаж для настоящего британского судна ». К концу дня большая часть экипажа была нанята.

К основному грузу добавились 5800 тонн угля с соседнего угольного пирса. Сумасшедшая сделка! Чтобы загрузить такой большой лайнер достаточным количеством угля, потребовалось 24 часа, после чего судовой кладовщик аккуратно опечатал хранилище для угля клееным холстом, смоченным в красной краске. К концу этого изнурительного дня все переходы, палубы, лестницы и пассажирские помещения были тщательно очищены от всепроникающей угольной пыли.

Поверхность воды была чиста, и вся работа на борту «Титаника » в то пасхальное воскресенье приостановилась. Не было видно ни дыма, ни пара из его труб. Звуки корабельной рынды разносились по заливу, отмечая последние часы стоянки, и голубой английский гюйс трепетал на флагштоке. «Титаник » оставался пришвартованным к пирсу №44, который специально углубили на сорок футов для таких гигантов, как «Титаник» и «Олимпик ».

На борт судна были погружены свежие продукты питания, привезенные в порт поездом. Около 34 тонн свежего мяса и около 5 тонн рыбы разместили в огромных холодильниках и хранилищах, расположенных на палубе «G ».

До отправления оставалось совсем немного времени. Все последние приготовления проходили под наблюдением конструктора судна Томаса Эндрю . В тот вечер Эндрю оставался на борту до половины седьмого, а затем вернулся в офис «Гарланд энд Вульф », чтобы написать письма и решить деловые вопросы.

Продукты и товары продолжали грузить на борт. Капитан Кларк , наблюдатель от Торговой палаты, находился на борту до позднего вечера, проверяя каждый закуток судна. Второй помощник Чарльз Лайтхоллер на сенатских слушаниях о причине гибели «Титаника » сказал о Кларке : «Он выполнил свою задачу, и я с уверенностью повторяю, что он сделал это тщательно ». Капитан Смит , командующий «Титаником », проводил свой собственный осмотр. Все офицеры, за исключением Смита , провели ночь на борту.

Капитан Смит поднялся на борт «Титаника » в 7.30 утра и принял от первого помощника капитана Генри Уайлда рапорт. Звук сирены «Титаника » извещал на мили вокруг о том, что наступил день его отплытия. Между 9.30 и 11.30 утра к судну подошли три морских трамвайчика с пассажирами первого, второго и третьего классов.

Ровно в полдень «Титаник » отдал концы, катера отбуксировали его от причала, и гигантская махина начала свое движение по 24-мильному Английскому каналу в направлении Франции .

В 5.30 пополудни «Титаник » появился в порту французского города Шербур . Пассажиры загодя погрузились на тендеры и ждали отплытия на «Титаник ». Вечером в 8.30 был поднят якорь, и «Титаник » с зажженной иллюминацией взял курс на Ирландию вокруг южного побережья Англии.

Пассажиры осваивали огромный лайнер. Томас Эндрю и гарантийная группа из верфи «Хэрленд энд Волфф » помогали инженерам «Титаника » обслуживать необходимые системы. Была отрепетирована общая тревога, громкость аварийных колоколов была значительно понижена водонепроницаемыми дверями.

В 11.30 утра «Титаник » бросил якорь в заливе Куинстауна на расстоянии двух миль от берега и приготовился взять на борт новых пассажиров и почту. В 1.30 пополудни главный якорь был поднят в последний раз, и «Титаник » ушел в свой первый трансатлантический рейс к берегам Америки . Капитан Смит получил рапорт о том, что на борту находится 2227 пассажиров и членов экипажа.

К середине дня «Титаник » был где-то посередине Атлантики , идя со скоростью 21 узел. С 11 по 12 апреля он покрыл расстояние в 386 миль в спокойную, тихую и ясную погоду. С каждым новым днем путешествия росло общее восхищение судном - его поведением при маневрах, полным отсутствием вибрации, устойчивостью по мере увеличения скорости. Генри Уайлд отметил, что воздух был очень холоден, достаточно холоден, чтобы не позволять писать или читать на палубе, поэтому многие проводили большую часть времени в библиотеке.

В течение дня «Титаник » получил множество радиопоздравлений и пожеланий счастливого пути, в числе которых было поздравление от британской королевы. Почти в каждой радиограмме, полученной от кораблей, находившихся в водах Атлантики , содержалось предостережение о массивных глыбах льда, что было весьма необычным для апреля. Поздним вечером радио «Титаника » было временно отключено, чтобы позволить Филипсу и Брайду в самые ранние утренние часы провести профилактику аппаратов.

Судно оказалось окруженным льдом, появившимся по всему Северному Атлантическому морскому пути. За время от полудня пятницы до полудня субботы «Титаник » покрыл 519 миль.

В 10.30 утра капитан Смит начал дневной осмотр судна. Глубоко внизу, в кочегарках, «черные смены », обнаженные до пояса, продолжали удовлетворять аппетиты горнов в жарком воздухе, наполненном угольной пылью. В этой ужасающей духоте было трудно представить, что наверху почти мороз.

Прекрасная погода, гладкая поверхность воды и умеренный юго-восточный ветер создавали прекрасное настроение. Множество пассажиров медленно прогуливалось по лодочной палубе.

Еще ранним утром «Титаник » принял радиограмму от «Каронии », предупреждавшей о льдинах впереди, а затем - от датского лайнера «Нордам », оповещавшего об «огромном скоплении льда ». Сразу после полудня «Балтика » сообщила о большом количестве ледяных полей впереди от «Титаника » на расстоянии 250 миль. Все эти радиограммы Смит передал Айсмею . Спустя некоторое время немецкое судно «Америка » предупредило о «большом айсберге », но это сообщение не было отправлено на капитанский мостик.

Около 6.30 вечера Смит повернул корабль слегка на юго-запад от обычного направления, желая, вероятно, обойти лед, о котором предупреждали так много судов. Однако не был отдан приказ о снижении скорости. Более того, скорость судна возрастала и возрастала.

В 7.30 вечера были получены еще три предостерегающих сообщения от «Калифорнии » о больших айсбергах впереди. Согласно им, до льдин оставалось не более 50 миль. Радиограммы, полученные в этот день, указывали на наличие огромного ледяного поля длиной 78 миль прямо по курсу «Титаника ». Отказавшись от ужина, Смит поднялся на капитанский мостик, где обменялся мнениями по поводу необыкновенно ясной и хорошей погоды со вторым помощником Лайтхоллером .

Около 9.20 вечера Смит лег спать, отдав обычный приказ разбудить его, «если случится что-нибудь неладное ». После чего Лайтхоллер предупредил, чтобы впередсмотрящие внимательно наблюдали за льдинами до утра.

В 10.00 вечера Лайтхоллера сменил первый офицер Мюрдош .

В 10.55 ночи на расстоянии 10-19 миль от «Титаника » судно «Калифорния » было остановлено льдами и посылало предупреждения всем судам в этом районе. Брайд прервал «Калифорнию » ставшим теперь знаменитым ответом: «Прекрати! Заткнись! Ты глушишь мой сигнал. Я работаю на частоте Кейп-Рейс », и радист «Калифорнии » выключил свой аппарат на ночь. (Кейп-Рейс - город на юге о-ва Ньюфаундленд. ) К этому времени в 24 из 29 бойлерных поддерживался огонь, и «Титаник » шел со скоростью 22 узла, самой высокой, когда-либо им достигнутой.

В 11.30 впередсмотрящие Флит и Ли заметили легкую дымку прямо по курсу.

В 11.40 ночи Флит заметил большой айсберг впереди и передал срочное сообщение на мостик. Шестой помощник Муди принял сигнал и направил сообщение Мюрдошу , который инстинктивно скомандовал: «Стоп машина! », телеграфировал в моторный отсек команду об остановке всех двигателей, а затем - «Полный назад! » Также он приказал закрыть все водонепроницаемые двери. «Титаник » начал медленно разворачиваться, но подводная часть плывшего мимо айсберга уже царапала и ударяла правый борт судна, полностью открыв морской воде пять передних переборок.

В 11.55 ночи, через 15 минут после столкновения, была полностью затоплена почта на палубе «G », а также угольный бункер в машинном отделении. После беглого осмотра повреждений, сделанного Уайлдом , Боксхоллом и Эндрюсом , Смит понял, что случилось худшее. Самое худшее. «Титаник » тонул, и более 2200 человек на борту находились в смертельной опасности. С тяжелым сердцем Смит лично определил местонахождение «Титаника » и передал координаты четвертому помощнику Боксхоллу в радиорубку. Переданный Филипсу пакет содержал приказ подать сигналы бедствия. Филипс отстучал сигнал бедствия.

Понедельник, 15 апреля. Вскоре после полуночи корт для сквоша, находившийся на 32 футах выше киля, был затоплен. Большинство бойлерных не работало, и огромные клубы пара вырывались из освобожденных труб. Смит приказал расчехлять спасательные шлюпки и размещать на них пассажиров и членов экипажа. Места на них было достаточно для 1178 человек, и то при условии, что каждая из шлюпок будет заполнена полностью. А на борту находилось 2227 человек.

Между 00.10 и 1.50 утра несколько членов экипажа судна «Калифорния » видели что-то похожее на огни парохода. Ракеты тоже были видны, но не были приняты во внимание. Многие суда слышали сигнал о бедствии «Титаника » и многие из них спешили на помощь, в том числе лайнер «Карпатия » под командованием Рострона, находившийся в 58 милях на юго-восток от «Титаника ».

В 00.15 Уиллас Хартлей и его ансамбль начали играть жизнерадостный регтайм в салоне первого класса на палубе «А ». Они играли до самого конца. Все оркестранты погибли.

В 00.25 Смит распорядился сажать в спасательные шлюпки женщин и детей.

К 00.45 спасательная шлюпка №7 по правому борту была спущена на воду с 28 человеками на борту вместо возможных 65. В это же самое время квартирмейстером Джорджем Роу по указанию Боксхолла была запущена первая сигнальная ракета. Она поднялась на 800 футов и рассыпалась на двенадцать сверкающих белых звезд. Внезапно справа по курсу Боксхолл увидел приближающееся судно, которое через несколько минут исчезло из вида, несмотря на попытки связаться с ним при помощи лампы Морзе .

В 1.15 вода поднялась до надписи «Титаник » на борту, и судно дало резкий крен на левый борт. К этому моменту на воду было спущено 7 шлюпок с еще меньшим количеством пассажиров в каждой. По мере того как наклон палубы становился все круче, в лодках увеличивалось количество пассажиров. С правого борта была спущена шлюпка №9 с 56 человеками на борту.

В 1.30 началась паника. В шлюпке №14 по левому борту было опущено 60 человек, включая пятого помощника Лева . Леву пришлось сделать пять предупредительных выстрелов в сторону судна, прямо по обезумевшей толпе, чтобы остановить неуправляемых людей, готовых прыгнуть в практически полную лодку.

Радиограммы, отправляемые Филипсом , сообщали, что «корабль быстро погружается » и «не может продержаться дольше... » Парфюмерный магнат Бен Гайгенхейм и его слуга Виктор Гилио вернулись в свои каюты и переоделись в вечерние костюмы. Они вернулись на палубу со словами: «Мы надели наши лучшие костюмы и приготовились умереть как настоящие джентльмены ».

К 1.40 большинство носовых шлюпок отплыло, и оставшиеся на борту пассажиры стали перемещаться к кормовой части. Дж. Брюс Айсмей покинул судно последним на спущенной с правого борта надувной лодке с 39 пассажирами. Носовая палуба корабля уже была под водой.

В 2.00 поверхность океана отделяло от прогулочной палубы всего лишь 10 футов (3 метра ). Приблизительно в это время Хартлей выбрал последнюю песню для своего оркестра - «Neare, My God, to Three ». Он всегда говорил, что этот гимн выбрал бы для своих похорон. Когда на борту осталось более 1500 пассажиров и всего 47 мест на надувной лодке «D », Лайтхоллер отдал приказ экипажу зарядить оружие и окружить лодку, пропуская к ней только женщин и детей.

Море разгуливало в носовой части палубы «А ». Крен «Титаника » становился все сильнее. В это время Смит спустился в радиорубку и освободил Филипса и Брайда , сообщив им, что «они уже исполнили свои обязанности ». На обратном пути на капитанский мостик Смит сказал нескольким членам экипажа: «Теперь каждый за себя ». Его последние мысли были, скорее всего, о любимой жене Элеоноре и маленькой дочери Елене .

Как только отошли все лодки, удивительное спокойствие воцарилось на «Титанике ». Возбуждение и давка закончились, и сотни оставшихся тихо стояли на верхних палубах. Казалось, они теснились в середину, пытаясь держаться как можно дальше от поручней. Винт стал показываться из воды, и пассажиры двигались ближе и ближе к корме.

Примерно в 2.17 корпус начал стремительно погружаться в пучину, в то время как сотни пассажиров второго и третьего классов, собравшись на конце кормы шлюпочной палубы, слушали молитвы отца Томаса Буля.

В 2.18 послышался грохот: все незакрепленные объекты внутри «Титаника » начали падать к погружающемуся носу. Свет мигнул и погас, оставив корабль видимым силуэтом на звездном небе. Многие утверждали, что корпус корабля разломился надвое между третьей и четвертой трубой. Судно встало почти перпендикулярно и оставалось неподвижным несколько минут.

В 2.20 оно немного опрокинулось назад и начало погружаться в объятия северной Атлантики на глубину 13 тысяч футов. Почти сразу ночь пронзили крики гибнущих, постепенно становившиеся отчаяннее, пока, по словам Лайтоллера , они не превратились в «долгий протяжный вой ». Этот вой продолжался какое-то время, пока все не умерли от переохлаждения или утонули. «Останавливающие сердце, незабываемые звуки » произвели неизгладимое впечатление на Лайтоллера , который слышал их с надувной шлюпки «А ». Позднее он утверждал, что никогда не позволяет своим мыслям возвращаться к тем леденящим душу крикам.

В 3.30 световые ракеты «Карпатии » были замечены находившимися в спасательных шлюпках, и в 4.10 первая шлюпка была поднята из ледяной пучины. Тремя часами позже, в 5.30 утра, когда последняя шлюпка, №12, была подобрана «Карпатией », «Калифорния », уведомленная о гибели Титаника », прибыла на место бедствия.

В 8.50 утра «Карпатия » покинула другие суда, искавшие выживших, и взяла курс на Нью-Йорк . На борту у нее находилось 705 спасшихся. 1522 человека остались на дне океана.

Дж. Брюс Айсмей, первым делом добравшись до радиорубки, отправил в офис «Уайт стар лайн » в Нью-Йорке телеграмму следующего содержания: «С глубоким сожалением сообщаю вам, что «Титаник» затонул этим утром после столкновения с айсбергом. Большие человеческие потери. Все подробности позднее »...

Темная, холодная и дождливая ночь в Нью-Йорке . Дождь изливался строго вниз, что было обычно для апреля. Случайные вспышки и фары освещали лица из толпы, скопившейся в ожидании прибытия важного судна. Первые зрители прибыли в 6.00 вечера, и за два часа их количество выросло до 30 тысяч. Еще 10 тысяч людей прогуливались вдоль садов «Бэттери » и вокруг «Аквариума », чтобы увидеть, как судно подплывет к Гудзону . Оно пришло вдоль 11-й авеню, которая пролегает параллельно докам, миновало блок с 12-й по 16-ю авеню и подошло к причалу, где встало на якорь.

Это была «Карпатия », и она швартовалась с самым дорогим грузом на борту. Это было все, что осталось от величайшего в мире лайнера «Титаник », - 705 выживших и 13 спасательных шлюпок «Титаника ».

После того, как «Карпатия » замедлила ход, армия буксиров окружила судно со всех сторон. Лодки с людьми, истерично подающими какие-то знаки, спрашивающими о потерянных близких, репортеры, выкрикивающие вопросы и предлагающие деньги экипажу за подъем на борт судна и эксклюзивное интервью...

Капитан «Карпатии » Уильям Генри Рострон отказал всем желающим подняться на борт, пока судно не пришвартовалось. Один корреспондент предпринял попытку проникнуть самовольно, но был немедленно взят под домашний арест.

Обезумевшая толпа на причале начала кричать. Холодный дождь, задымленный воздух и запах магния от фотовспышек. Это была сюрреалистическая ночь, наполненная безумством и отчаянием.

«Карпатия » не имела хорошей радиосвязи, и ее единственный радист был утомлен. Даже с помощью спасшегося радиста «Титаника » Гарольда Брайда он смог передать в Нью-Йорк далеко не полный список уцелевших. Оба радиста оставались на посту и после смены, но у них не было сил и возможностей сделать больше. Гарольд Брайд , ноги которого были сильно обморожены, продолжал печатать списки спасшихся и посылать сообщения их семьям.

«Карпатия » остановилась снова, чтобы выгрузить 13 спасательных шлюпок «Титаника » на причале №13 «Уайт стар лайн ». Казалось, что выгрузка никогда не кончится. Толпа продолжала безумствовать. Наконец, в 9.37 вечера «Карпатия » встала на стоянку у причала №54.

Как только был спущен береговой трап, доктора, медсестры и другой медицинский персонал стали поднимать на судно носилки и инвалидные коляски для пострадавших. Тем, кто мог доказать, что их встречают, позволялось самостоятельно покинуть судно.

По трапу «Карпатии » группами стали спускаться люди. Встречающие на причале не могли больше сдерживать своих эмоций. В толпе было около 500 женщин, одетых в траур. Также отовсюду доносились крики радости и благодарности Богу. Но по мере того как спасшиеся покидали судно, увеличилось количество оплакивавших погибших. Мужчины и женщины не скрывали своих чувств. Горе и страдание захватывали толпу.

Многие из выживших плакали. Высадка в Нью-Йорке была их последней надеждой - надеждой на то, что их близкие спасены другим судном и ожидают их здесь.

Толпа ждала объяснений. Почему так много погибших? Почему «Титаник » так быстро затонул? Ведь он же был непотопляем! Как это могло случиться?!

Из Мичигана прибыл сенатор Уильям Алден Смит и переговорил с Джозефом Брюсом Айсмеем , управляющим «Уайт стар лайн », который все еще оставался на борту «Карпатии ». Многие из спасшихся и горевавшие члены семей, знавшие о присутствии сенатора, умоляли его отрядить крейсеры к месту катастрофы. В своем безумии они уверяли, что их близкие до сих пор плавают живыми в северной Атлантике , что, возможно, они зацепились за обломки или гонимы волнами в каких-нибудь из водонепроницаемых отсеков. Спустя много лет сенатор Смит со слезами на глазах так вспоминал это зрелище: «Скорбь и отчаяние так захлестнули все вокруг, что стало трудно отличать свет от тени ».

Гибель «Титаника » и сегодня продолжает оставаться тайной. Тем не менее, благодаря самоотверженным усилиям искателей истины, мы имеем несколько объяснений тому, что произошло за 37 секунд с момента, как айсберг был замечен и до столкновения его с кораблем. Из экономических соображений лайнеры эры «Титаника » эксплуатировались в открытом море на крейсерской скорости. Обычно это означало, что двигатели, толкавшие судно, работали в режиме «полный вперед », так же работала и турбина.

Процедура изменения скорости при приближении к какому-либо объекту или маневрировании в порту включала в себя несколько этапов переключения подачи пара от турбины, также необходимо было время для изменения условий работы возвратно-поступательных двигателей. При обычных условиях моторное отделение уведомляли за 3 минуты до совершения маневра. 15 минут было необходимо для того, чтобы капитанский мостик смог перевести двигатели в нейтральное положение.

Как только был замечен айсберг, капитанский мостик отреагировал инстинктивно. У машинистов не было времени подготовить судно к тому резкому маневру, который попытался предпринять «Титаник ». В общем-то никто и не предполагал никаких изменений в командах ночью посередине Атлантического океана. Чтобы перейти от крейсерской скорости к маневрированию, требовалось несколько минут, и маловероятно, что судно более или менее заметно замедлило движение перед тем, как наскочить на айсберг.

Поскольку ни один инженер, обеспечивавший работу турбины и двигателей «Титаника », не выжил, никто точно не знает, как все произошло. Но существуют доказательства того, что машинистов не было в кабине управления, и первые команды для двигателей принимались и исполнялись двумя смазчиками. Тем не менее, многие исследователи сходятся на том, что подача пара к турбинам была все же прекращена. Но поскольку это не повлияло на ситуацию, то с уверенностью можно говорить, что «Титаник » нёсся навстречу своей смерти на полном ходу.

Несколько источников утверждают, что штурвал «Титаника », как и подобных ему судов, был очень мал, поэтому не было также возможности значительно изменить курс судна перед столкновением. Тесты, проведенные британской комиссией, показали, что айсберг не мог быть дальше 1500 футов (около 457 метров ) впереди на тот момент, когда он был замечен. Следовательно, судно, имевшее в длину 880 футов и шедшее со скоростью в 22 узла (около 40 км/ч ), должно было проскочить вперед как минимум на расстояние, равное двум его длинам, прежде чем отреагировать на движение руля. Все вышесказанное позволяет сделать только один вывод: при тех обстоятельствах, которые сложились по Божьей воле, избежать трагедии было невозможно.

Согласно показаниям спасшихся пассажиров первого и второго класса и сведениям, просочившимся в печать, на борту «Титаника » находилось немало сокровищ. По подсчетам директора-распорядителя судоверфи Эндрюса , на которой строился пароход-гигант, «стоимость » пассажиров лайнера, среди которых были коллекционеры, миллионеры и весьма состоятельные люди, составляла около 250 миллионов долларов. Эти пассажиры везли с собой дорогие антикварные картины, вещи, бриллианты и золото.

Конечно, картины, как и бесценный манускрипт Омара Хайяма «Рубаи », редчайшая, великолепной сохранности мумия египетской прорицательницы времен фараона Аменхотепа I (принадлежала археологу и лорду Кантервилю ), - все это безвозвратно погибло в пучине, но слитки золота, бриллианты и золотые украшения, несомненно, остались и сейфах в каютах «Титаника ».

Все попытки установить точное местонахождение и обнаружить останки судна долгое время заканчивались ничем. И только 1 сентября 1985 года совместная французско-американская экспедиция под руководством доктора Роберта Балларда смогла не только найти «Титаник », но и впервые сфотографировать его на океанском дне с помощью управляемых под водой роботов.

Следующий шаг был предпринят Российским институтом океанологии имени П. Ширшова. В 1991 году российские батискафы опустились на глубину почти 4 километра и сделали первую видеозапись, а также взяли образцы облицовки корпуса. После этой экспедиции официальные представители Института им. П. Ширшова сделали заявление о том, что предыдущие экспедиции настолько беспечно обращались с поддающимися перемещению под водой предметами и механизмами корабля, что восстановить полную и точную картину кораблекрушения уже не представляется возможным.

В 1996 году Роберт Баллард предпринял беспрецедентную попытку поднять 10-тонный обломок корпуса, но лопнули страховочные канаты. После того как в 1989 году в Атлантике , на глубине 3750 метров, известным подводником Р. Баллардом был обнаружен «Титаник », над местом гибели побывали несколько экспедиций - в том числе американо-французские и одна российская. Основной целью этих погружений было обследование места гибели и характера разрушений корпуса. Как оказалось, корпус лайнера разломился. Кормовая часть его, где не было пробоины и где образовалась гигантская воздушная подушка, отломилась и затонула несколько позже, отдельно от носовой части.

Американский подводный мини-робот «Ясон » осторожно проник во внутренние помещения «Титаника » и сделал несколько сотен снимков. Там сохранились хрустальные и золоченые люстры под потолком; колонны, некогда обшитые дорогими породами деревьев; лестница парадного салона; каюты первого класса с фарфоровыми ваннами английских фирм; бутылки с шампанским, китайские сервизы с эмблемой знаменитой пароходной линии «Уайт стар » со звездой внутри красного треугольника - предмет вожделения многих коллекционеров. Была найдена древнегреческая бронзовая скульптура Дианы , принадлежавшая, видимо, Маргарет Браун , миллионерше из Денвера , перевозившей редкие вещи, приобретенные в разных странах. Взяв на себя командование одной из спасательных шлюпок, она в последний момент распорядилась выбросить все это за борт.

Однако вторая французская подводная экспедиция получила разрешение на извлечение предметов из кают и доставку их на поверхность. Видимо, сыграли роль некоторые интересные аргументы французов, убедивших юристов извлекать со дна океана как научные данные, так и предметы, имеющие юридическое значение. Например, на следствии и на суде, разбиравших обстоятельства гибели «Титаника », некоторые пассажиры утверждали, что, пока «Титаник » тонул, отдельные члены команды грабили личные сейфы в каютах. Это было серьезным обвинением, которое предстояло расследовать.

Действительно, «Ясону » удалось обследовать некоторые служебные помещения и каюты пассажиров, в том числе ту, которая, по свидетельству очевидца, была ограблена. Оператору «Ясона » удалось с помощью манипулятора повернуть ручку сейфа, отчасти это говорило о том, что замок сейфа действительно открыт, но массивная стальная дверца, покрытая толстым слоем ржавчины, так и не поддалась!

О сейфах, расположенных в служебных помещениях и каюте капитана Смита , прессе ничего не было сообщено. Известно только, что французами было поднято на поверхность 1412 предметов.

14 апреля 1912 года произошла катастрофа в Атлантическом океане – затонул крупнейший корабль Титаник. Его строительство началось в 1909 году и длилось четыре года в Ирландии. Судостроительная компания « Харленд энд Вульф» уверяла всех людей, что это непотопляемый корабль, так как он весь состоит из железа. Но, к сожалению, это оказалась не так. Впервые, 10 апреля 1912 года, Титаник отправился в свое долгое плавание, и не вернулся. Навеки остался на дне Атлантического океана. Катастрофа случилась ночью в водах Северной Атлантики. Корабль столкнулся с айсбергом.

Это произошло в 2 часа 20 минут. Прямо по курсу был замечен айсберг. Они считали, что изменив курс направления, смогут обойти его. Но айсберг оказался слишком большим. Один из бортов лайнера задел айсберг. На корабле в то время было приблизительно 2000 людей. Капитаны сразу же начали решать эту проблему, все — таки надеялись, что можно как – то спасти. Но главный проектор этого корабль сказал «Это судно утонет через 2 часа и мы не сможем не чем помочь, он обречен на смерть». Капитаны давали сигналы бедствия, пускал ракеты. Трюмы начали быстро заполнятся водой, а потом и каюты.

Людей сажали в шлюпки, некоторые сами падали в воду, так как знали, что им не спастись, другие оставались в каютах, отказывались садиться в шлюпки. Первыми сажали женщин и детей первого и второго класса. Большая часть не были спасены, потому что на всех не хватало шлюпок. И к тому же сажали очень мало людей в шлюпку. Те люди, которые падали прямо в воду моментально погибали, так как температура воды составляла два градуса. Всех людей как бы ни хотелось нельзя было спасти. Когда вода уже достигла уровня, по среди корабля образовалась трещина, он начал раскалываться пополам и потихоньку идти на дно.

Титаник затонул через два часа и сорок минут. После его гибели шлюпки соединили и связали, некоторых пересадили из одной в другую, чтобы спасти еще людей. Но было поздно, успели спасти лишь шесть человек. И топом уже тех 729 людей, которые были спасены, подобрало судно « Карпатия». На судне уже записывали данные пострадавших, согревали, давали теплую одежду. Но даже и на этом судне некоторые умирали. Точное количество пострадавших не известно. Потому что, некоторые остались в холодных водах океана, некоторые в каютах. Больше конечно погибали мужчин и детей. А особенно много людей погибло третьего класса. Эта катастрофа потрясла весь мир.

105 лет тому назад, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года потерпел крушение легендарный "Титаник". Эта катастрофа описана в сотнях статей, книг, фильмах... А почему именно гибель "Титаника" привлекает к себе такое внимание?
Согласен, гибель "Титаника" — одна из крупнейших морских катастроф. Но вовсе не самая крупная. Если по числу жертв - гораздо больше людей погибло в .
Если говорить о катастрофах, произошедших вне военных действий, то по числу жертв «Титаник» здесь занимает третье место. Печальное лидерство — за паромом «Донья Пас», столкнувшимся в 1987 году с нефтяным танкером. В столкновении и последующем за ним пожаре погибло более 4 тысяч человек. Второе место удерживает деревянный колёсный пароход «Султанша», который затонул 27 апреля 1865 года на реке Миссисипи близ Мемфиса вследствие взрыва парового котла и пожара. Общее число погибших на пароходе превысило 1700 человек.
Так почему же именно "Титаник" привлекает к себе такое внимание?


«Титаник » (RMS Titanic) — британский пароход компании «Уайт Стар Лайн», второй из трёх пароходов-близнецов типа «Олимпик». Крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки.

Заложен 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф» в Куинс-Айленд (Белфаст, Северная Ирландия), спущен на воду 31 мая 1911 года, прошёл ходовые испытания 2 апреля 1912 года.
К 100-летию гибели корабля на верфи «Харланд энд Вольф» открылся музей «Титаника».

На фото рабочие — всего лишь небольшое количество среди тех 15 тысяч людей, создававших "Титаник"

Технические характеристики:
Валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66 тыс. тонн.
Длина 268,98 м, ширина 28,2 м, расстояние от ватерлинии до шлюпочной палубы 18,4 м.
Высота от киля до верхушек труб — 52,4 м;
Машинное отделение — 29 котлов, 159 угольных топок;
Непотопляемость корабля обеспечивали 15 водонепроницаемых переборок в трюме, создающих 16 условно водонепроницаемых отсеков; пространство между дном и настилом второго дна было разделено поперечными и продольными перегородками на 46 водонепроницаемых отсеков.
Максимальная скорость 24-25 уз.

Во время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 1316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513.
Катастрофа «Титаника» стала легендарной, по её сюжету снято несколько художественных фильмов. А вот почему гибель "Титаника" стала легендарной?
"Титаник" был одним из крупнейших кораблей того времени, олицетворением успехов технического прогресса. В какой-то мере он символизировал саму идею победы человека над природой. "Человек - это звучит гордо!" — как говорил классик.

И в ночь с 14 на 15 апреля гордое человечество получило оглушительную пощечину от природы. Огромный кусок тающего льда легко и быстро отправил на дно результат труда тысяч людей, проектировавших и строивших "плавучий дворец".
До сих пор историки спорят о причинах гибели "Титаника". Сторонники "теории заговора" выдвигают версии, что "Титаник" был умышлено утоплен,чтобы получить страховку, что его торпедировали...
Всё это конечно вздор. Но без человеческого фактора всё же не обошлось. Точнее, сочетания ошибок, просчетов, небрежности.
Так, уже на стадии постройки всплывали просчеты проектирования. Считалось, что «Титаник» по идее мог оставаться на плаву при затоплении любых двух из его 16 водонепроницаемых отсеков, любых трёх из первых пяти отсеков, или же всех первых четырёх отсеков. Водонепроницаемые переборки, обозначенные от носа к корме буквами от «A» до «P», поднимались от второго дна и проходили через 4 или 5 палуб: первые две и последние пять доходили до палубы «D», восемь переборок в центре лайнера достигали только палубы «Е». Все переборки были настолько прочными, что должны были выдержать значительное давление при получении пробоины.

Первые две переборки в носовой и последняя в кормовой части были сплошными, во всех остальных имелись герметичные двери, позволявшие команде и пассажирам передвигаться между отсеками. На настиле второго дна, в переборке «К», были единственные двери, которые вели в холодильную камеру. На палубах «F» и «E» почти во всех переборках имелись герметичные двери, соединявшие используемые пассажирами помещения, все их можно было задраивать как дистанционно, так и вручную, при помощи устройства, расположенного непосредственно на двери и с той палубы, до которой доходила переборка. Для задраивания таких дверей на пассажирских палубах требовался специальный ключ, который имелся только у старших стюардов. Но на палубе «G» двери в переборках отсутствовали.

В переборках «D» — «O», непосредственно над вторым дном в отсеках, где располагались машины и котлы, находилось 12 вертикально закрываемых дверей, с помощью электрического привода ими управляли с ходового мостика. В случае опасности или аварии, либо тогда, когда так сочли необходимым капитан или вахтенный офицер, электромагниты по сигналу с мостика освобождали защёлки и все 12 дверей под действием собственной тяжести опускались и пространство за ними оказывалось герметично закрытым. Если двери закрывались по электросигналу с мостика, то открыть их можно было только после снятия напряжения с электропривода.
В подволоке каждого отсека находился запасной люк, обычно ведущий на шлюпочную палубу. По его железному трапу могли подняться те, кто не успел покинуть помещение до закрытия дверей. Вот такая казалось бы замечательная конструкция, призванная обеспечить полную безопасность корабля.
Но в июле — октябре 1909 года находясь в командировке в Англии, русский инженер В.П. Костенко, ученик известного кораблестроителя А.Н.Крылова, обратил внимание конструктора «Титаника» Томаса Эндрюса на потенциальную опасность того, что водонепроницаемые переборки отсеков судна не доходят до главной палубы: «Поймите, одна небольшая пробоина и «Титаника» не станет» .
Однако гордый бритт оставил совет В. П. Костенко без внимания, что впоследствии явилось одной из причин гибели судна.

Кроме того, сталь, использованная для обшивки корпуса «Титаника», была низкокачественной, с большой примесью фосфора, что делало её очень ломкой при пониженных температурах. Если бы обшивку изготовили из качественной, вязкой стали с низким содержанием фосфора, она бы в значительной мере смягчила силу удара. Металлические листы просто вогнулись бы внутрь и повреждения корпуса оказались бы не столь серьёзными. Возможно, тогда «Титаник» был бы спасён или, по крайней мере, оставался бы на плаву в течение долгого времени, достаточного для эвакуации большей части пассажиров.
Также по данным исследований была выявлена подверженность стали обшивки в холодных водах хрупкому разрыву, что также ускорило затопление судна.

Теперь известно также,что и заклепки на "Титанике" были низкого качества. Проведенные исследования и тесты, анализ документов о закупках показал, что в качестве заклёпок использовались кованые железные, а не стальные, как было запланированно изначально. Мало того, эти заклёпки были низкого качества, в них было много сторонних примесей, в частности кокса, во время ковки этот кокс собирался в головках, ещё более повышая хрупкость. Во время удара айсберга головки дешевых заклепок просто ломались, и листы 2,5-сантиметровой стали расходились под напором льда.

К тому же число спасательных шлюпок было недостаточным — из-за устарелых инструкций Адмиралтейства. Но даже и те шлюпки,что были — оказались заполненными не полностью. И это уже из-за просчетов в подготовке экипажа "Титаника".

Зато на роскоши не экономили. О пышности и великолепии интерьеров "Титаника" ходили легенды. На лайнере было 762 каюты, которые делились на 3 класса. Предусматривались места для 2566 пассажиров, причем пассажирам всех классов предоставлялись невиданные до этого удобства.
Разница между роскошными каютами первого класса и самым дешевым размещением в третьем классе была велика: различия были во всем — в размере, убранстве и количестве комнат. В некоторых каютах третьего класса не было умывальников и шкафов, вещи приходилось хранить в сумках, и их же использовать в качестве подушки, а вся меблировка состояла из железной кровати с соломенным матрасом.
В части комфорта, роскоши и сервиса "Титаник" был сопоставим с лучшими отелями того времени и по праву считался "плавучей гостиницей" класса люкс.

Каюта 1 класса:

Ресторан 1-го класса на палубе D:

Курительный салон 1-го класса:

Библиотека:

Гимнастический зал

Какие тогда были странные спортивные снаряды...

Был даже бассейн.

Курительный салон 2-го класса.

Помещения 3 класса

Куча просчетов привела к ошибкам в маневрировании, к столкновению с айсбергом, к тому, что корабль быстро затонул, а многие пассажиры не смогли воспользоваться шлюпками... Всё это достаточно известно и много раз описано.

Кстати, любопытная деталь. Спаслись почти все женщины и дети из кают 1 и 2 классов. Больше половины женщин и детей из кают 3 класса погибли, поскольку им было трудно найти путь наверх через лабиринты узких коридоров. Погибли также почти все мужчины. Уцелело 323 мужчины (20 % всех взрослых мужчин) и 331 женщина (75 % всех взрослых женщин).
С одной стороны, это говорит о сословных привилегиях и предрассудках тогдашнего общества. С другой стороны - то, что среди погибших много мужчин, а женщин меньше - говорит нам о том,что передовые идеи феминизма тогда еще не овладели массами. И женщин еще было принято пропускать вперед. Как говорят историки, аристократы и миллионеры. путешествовавшие 1 классом могли бы спастись, но пропускали вперед дам и детей. Пассажиры 3 класса не всегда были столь галантны, и некоторые рвались к шлюпкам, расталкивая тех, кто слабее.

Да, тогдашние представители элиты не доросли до понимания того, что "у кого нет миллиарда - может идти в жопу". (с) И они считали, что в жизни есть что-то важнее самой жизни. Они могли бы спасти свои шкуры, но воспитание и порода не позволяли им ставить собственную жизнь превыше всего. И я невольно вспоминаю слова о. Всеволода Чаплина о том, что земная человеческая жизнь вовсе не является для христианина высшей ценностью. Эти слова вызвали жуткий батхёрт среди жежечных хомячков. В отличие от реакционного попа рукопожатные представители прогрессивного общества считают свои драгоценные жизни высшей ценностью. Как и те пассажиры "Титаника",что яростно рвались к шлюпкам, расталкивая женщин и детей...

Судьбы пассажиров и членов экипажа "Титаника" стали темой для многочисленных статей. Некоторые их ни действительно удивительны. Например,
В мае 2006 года в возрасте 99 лет умерла последняя американка-очевидец, выжившая при крушении «Титаника». Шведка по происхождению Лиллиан Гертруд Асплунд (швед. Lillian Gertrud Asplund ), которой во время катастрофы было 5 лет, потеряла в ней отца и трёх братьев. Выжили её мать и брат, которому тогда было три года. Они были пассажирами третьего класса и спаслись в шлюпке № 15. Асплунд была последней, кто помнил о том, как произошла трагедия, однако она избегала публичности и редко говорила об этом событии.
которой на момент гибели лайнера было два с половиной месяца, скончалась 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет. Её прах был развеян по ветру 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда «Титаник» начал свой первый и последний рейс...

Крушение лайнера стало одной из самых известных катастроф в истории человечества. В сущности, трагедия «Титаника» стал символом гибели того, что казалось могущественным и непотопляемым, символом слабости человеческой техногенной цивилизации перед силами природы. А впереди человечество ждали революции, кровопролитные мировые и локальные войны...
Поэтому катастрофа нашла широкое отражение в искусстве, например в фильме «Титаник».

Тщетность человеческой гордыни, силы и славы — всё это вобрала в себя катастрофа «Титаника». Столетие, как "плавучий дворец" покоится на дне, став могилой для многих людей.
R.I.P.

15 апреля 1912 года в Северной Атлантике затонул самый крупный и самый современный на тот момент «непотопляемый» пассажирский пароход «Титаник». При крушении погибло почти 1500 человек.

«Титаник» - один из крупнейших и наиболее роскошных морских лайнеров был построен в 1912 году по заказу судоходной компании «Уайт Стар Лайн». Он поражал своими размерами и архитектурным совершенством. Его длина, как писали газеты того времени, была равна длине трех городских кварталов, высота двигателя - высоте трехэтажного дома, а якорь для «Титаника» по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей. Компания «Уайт Стар» называла корабль не иначе, как «непотопляемый», обещая пассажирам полную безопасность. Но спустя всего лишь несколько месяцев в первом же рейсе «Титаник», столкнувшись с айсбергом, затонул.

14 апреля 1912 года лайнер находился в Северной части Атлантики на приблизительной широте 41°N и уже преодолел две трети пути до Нью-Йорка. С 9:00 радисты «Титаника» начали получать сообщения об айсбергах и ледяных полях с их координатами. Из семи ледовых предупреждений на мостик были переданы только четыре. В результате курс судна был скорректирован, однако скорость оставалась почти предельной - около 22 узлов.

В 23:39 14 апреля вперёдсмотрящий Фредерик Флит заметил прямо по курсу примерно в 650 м айсберг. Ударив трижды в колокол, он доложил по телефону на мостик, где несли вахту шестой помощник Джеймс Муди и первый помощник Уильям Мёрдок. Мёрдок отдал команду «Лево на борт» и перевёл рукоятки машинных телеграфов в положение «Стоп машина». Чуть позже, чтобы лайнер не задел айсберг кормой, он скомандовал «Право на борт». Однако «Титаник» был слишком велик для быстрого манёвра, пароход продолжал двигаться по инерции ещё 25-30 секунд, прежде чем его нос не начал медленно отклоняться влево. В 23:40 «Титаник» по касательной столкнулся с айсбергом. В результате столкновения в обшивке правого борта образовалось шесть пробоин суммарной длиной около 90 м. В результате контакта с айсбергом повреждёнными оказались пять носовых отсеков, на что система непотопляемости лайнера не была рассчитана. Конструктор Томас Эндрюс, вызванный капитаном для консультации, заявил, что корабль может оставаться на плаву не более полутора часов.

В 0:05 15 апреля капитан Эдвард Джон Смит приказал экипажу готовить спасательные шлюпки к спуску, затем зашёл в радиорубку и приказал радистам передавать в эфир сигнал бедствия. Посадка первых пассажиров в шлюпки началась около 0:20, в них по приказу капитана сажали в первую очередь детей и женщин. Поскольку пассажирами столкновение практически не ощущалось, они неохотно покидали корабль, на котором внешне было всё в порядке: перебоев с электричеством не возникало, дифферент на нос в течение первого часа рос незначительно. Чтобы не началась паника, члены экипажа сообщали, что эвакуация проводится в качестве меры предосторожности. Посадкой пассажиров в шлюпки руководили помощники капитана. В течение первого часа были эвакуированы лишь 180 человек, шлюпки спускались полупустыми, члены команды лайнера даже не были осведомлены об их вместимости.

В 1:20 вода стала затоплять полубак. В это время появились первые признаки паники. Эвакуация пошла быстрее. В шлюпки садились люди, которые ещё недавно категорически отказывались. Тем временем пассажиры третьего класса не везде могли подняться наверх из-за того, что неосведомлённая о гибельном положении охрана не отпирала решётки, изолирующие их от помещений первого и второго классов.

На сигнал бедствия откликнулись и отправились на место бедствия 7 судов. Из них ближе всех (примерно в 93 км) находился пароход «Карпатия». Направляясь к тонущему «Титанику», он развил предельную для себя скорость 14 узлов.

После 1:30 дифферент на нос стал быстро расти, на борту началась паника. Шлюпки на корме по правому борту были спущены переполненными. Экипаж всеми силами старался сдержать натиск толпы и пропустить в шлюпки первыми женщин и детей. Пятый помощник Гарольд Лоу был вынужден сделать три предупредительных выстрела в воздух для усмирения обезумевшей толпы. Члены машинной команды не прекращали работу. Усилиями котельщиков, машинистов, механиков в системе поддерживалось давление пара, необходимое для выработки электроэнергии и работы насосов, откачивающих воду.

После 2:05 была спущена последняя шлюпка, около 2:10 вода начала затоплять шлюпочную палубу и капитанский мостик. Оставшиеся на борту 1500 человек ринулись в сторону кормы. Дифферент стал расти на глазах, в 2:15 обрушилась первая дымовая труба. В 2:16 отключилась электроэнергия. В 2:18 при дифференте на нос около 23° лайнер разломился. Носовая часть, отвалившись, сразу пошла ко дну, а корма заполнилась водой и затонула через две минуты. В 2:20 «Титаник» полностью скрылся под водой.

Сотни человек выплыли на поверхность, но почти все они быстро погибли от переохлаждения: температура воды составляла −2 °С. На двух складных шлюпках, которые не успели спустить с лайнера, спаслось порядка 45 человек. Ещё восемь были спасены двумя вернувшимися на место крушения шлюпками (№ 4 и № 14). Спустя полтора часа после полного погружения «Титаника» на место бедствия прибыл пароход «Карпатия» и подобрал 712 выживших в крушении. Крушение «Титаника» унесло по меньшей мере 1496 жизней.