Отдыхаем в Италии
Поиск по сайту

Архызский горнолыжный курорт. Горнолыжный курорт как бизнес Главным условием создания горнолыжного курорта является наличие подходящий местности и автомобильных дорог

Полезные сведения:

  • Первая КД в Приэльбрусье построена в 1963 году (на Чегете)
  • Первые турбазы Приэльбрусья «Эльбрус» и «Терскол» открылись в 1930-х
  • «LeapRus» на Эльбрусе - самый высокогорный отель в мире (3912 м)
Зарождение горнолыжного курорта Приэльбрусья

Строительство и облагороженность курорта началось в 60-е годы, предшествовало данному толчку множество факторов, в числе которых массовая любовь к спорту, развитие горнолыжного спорта в СССР, природные ресурсы Приэльбрусья.

Именно здесь, на склонах Кавказских гор, в Кабардино Балкарской Республике было решено возвести первую в СССР канатную дорогу.

Строительство КД «»Чегет»

Для строительства Чегетской канатки были задействованы лучшие советские инженеры-проектировщики и строители.

Протяженность первой канатной дороги составляет 1600 метров. Строительство 1-ой очереди канатки включало в себя несколько этапов. Изначально были установлены 18 мачт-опор, которые расположены на определенном расстоянии относительно друг друга, с учетом специфики гористой местности и погодных условий. Между опорами натянут трос на котором закреплены сиденья.

Нижняя станция подвесной дороги Чегет находится на отметке 2100 метров над уровнем моря, верхняя - 2750 метров.

В 1963 году, 19 февраля, на поляне Чегет состоялось открытие 1-го канатного комплекса "Чегет", что послужило стартом развития Приэльбрусья как горнолыжного курорта.

Началось строительство 2-ой очереди канатной дороги на Чегете, с 1966 года уже функционировали обе очереди КД. Теперь можно было подняться на высоту 3 000 метров над уровнем моря. Обе очереди канатной дороги однокресельные.

Парнокресельная канатная дорога "Чегет 1" (уровень 2100-2750м) начала действовать с 1969г.

Строительство КД «Эльбрус»

Параллельно со строительством и установкой парно кресельной канатной дороги на горе Чегет идет строительство КД на поляне Азау (Эльбрус). Здесь была построена Маятниковая канатка, т.е. вместо открытых сидений на натянутых канатах был закреплен фуникулер, вместимостью до 20 человек единовременно.

В 1969 г. запустили 1-ую маятниковую КД "Эльбрус1": станция Азау - станция "Кругозор" (уровень 2350-3000м).

В 1976 г. запустили в действие вторую очередь маятниковой канатной дороги "Эльбрус 2": станция "Кругозор" - станция "Мир" (уровень 3000-3500м).

Строительство ГД «Poma» (Эльбрус)

Отрасль в сфере оборудования горнолыжных курортов не стоит на месте, так же развивается на ровне с другими сферами. Из новых технологий стали появляться уже гондольные подъемники, которые имеют современный вид и функционал, которые обеспечивают большую пропускную способность. Гондолы очень удобны для туристов с оборудованием, т.к. оно крепиться снаружи кабины и не обязательно доски и лыжи заносить внутрь.

В 2006 году, 17 декабря, на поляне Азау состоялось долгожданное открытие первой очереди Гондольной Канатной Дороги (ГКД) - от "Азау" до "Кругозор".

Производители гондол французская компания "РОМА", которые обеспечивают высококлассным оборудованием многие горнолыжные курорты.

В 2009 году начала действовать вторая очередь - "Кругозор" - "Мир".

На данный момент в Приэльбрусье на "Азау- Эльбрус" действуют 2 канатные дороги: Маятниковая "Эльбрус" и Гондольная "РОМА".

Строительство баз отдыха

По мимо возведения комплексов канатных дорог, на курорте Приэльбрусье велось строительство крупных туристических баз и пансионатов.

Первым на курорте свои двери открыл пансионат "Иткол" - 1965 год, вторым пансионат "Чегет" - 1974 год. Ежегодно строились и открывались новые тур базы и объекты размещения в Приэльбрусье.

Основные крупные пансионаты были построены в 60е/70е гг. Позже начался период постройки небольших частных гостиничных комплексов 3-х/4-х этажных. Основная масса гостиничных комплексов была построена в 2000-2003 гг. По состоянию на 2003г. на курорте Приэльбрусье было зарегистрировано чуть больше 30 объектов размещения, включая туристические базы, пансионаты, гостиничные комплексы.

На сегодняшний день администрация курорта стремиться к усовершенствованию всех сфер обслуживания клиентов и поддерживает высокий уровень качества услуг и гостеприимства.

Политические процессы последнего времени заставляют искать возможности создания новых видов бизнеса, касающихся использования внутренних резервов. Значительной степени это относится и к развитию внутреннего туризма.К примеру, растущий интерес к горнолыжному спорту традиционно искал приложения на заграничных курортах. Однако в нашей стране так много подходящих для развития этого вида спорта мест, что стоит внимательно рассмотреть бизнес-идею создания горнолыжного курорта.

Безусловно, создание такого крупного предприятия является дорогостоящим делом, однако общие потребности общества в развитии внутреннего туризма позволяют рассчитывать на интерес местных властей, получение кредитов на реализацию подобных бизнес-проектов.

Главным условием создания горнолыжного курорта является наличие подходящий местности и автомобильных дорог.

На самом деле, этим условиям отвечает множество прекрасных территорий, которые охотно посещаются туристами, но не имеют никакой, даже элементарной, инфраструктуры. Для реализации бизнес-идеи горнолыжного курорта необходимо последовательно пройти ряд необходимых этапов, создать условия для развития нескольких направлений деятельности. Прежде всего, необходимо арендовать и юридически оформить право на использование территории . Поскольку вложения в инфраструктуру горнолыжного курорта достаточно велики, необходимо предпринять меры для защиты этих инвестиций.

При выборе территории необходимо исходить из прагматических соображений, рассматривая развитость автомобильных дорог и электроэнергетики в данном районе.

Существование готовых подъездных путей в значительной степени облегчает создание инфраструктуры, снижает общую стоимость проекта. То же самое относится к наличию линий электропередач достаточной мощности, поскольку объекты курорта потребуют значительных ресурсов в части энергообеспечения.

Вторым шагом реализации этого бизнес-проекта должно стать создание соответствующей инфраструктуры.

Для этого необходимо спроектировать и построить горнолыжные трассы, подъемники, построить объекты недвижимости. Бессмысленно при планировании горнолыжного курорта ориентироваться только на сезонное посещение его туристами. Крупные инвестиции в этот проект должны предполагать круглогодичную отдачу и, следовательно, необходимо изначально планировать использование территории в течение круглого года. Поэтому основой будущего бизнеса должно стать создание комфортабельных объектов размещения гостей, кемпингов, отелей, а также сопутствующих объектов сервисного обслуживания.

Если на территории будущего курорта уже расположены подобного рода объекты, то необходимо запланировать их реконструкцию и модернизацию для повышения качества обслуживания.

Другой частью создания инфраструктуры горнолыжного курорта должно стать развитие технической базы.

Так как климат в большинстве регионов не позволяет заниматься горнолыжным спортом круглый год, то необходимо планировать развитие других видов спорта и туризма, либо создавать искусственные трассы для продолжения занятий горными видами спорта. Понятно, что и то, и другое подразумевает планирование объектов и создание соответствующего технического обеспечения.

Вполне реально в летний сезон предлагать и комплексные виды услуг, например, организовать трассу с искусственным снежным покрытием, а остальную территорию отдать под использование для других видов спорта: велосипеда, тенниса, гольфа, боулинга, роликового катания, бега.

Эффективным может оказаться сочетание элементов горнолыжного курорта и аквапарка, позволяющее использовать территорию в течение всех сезонов года.

Горная местность также позволяет развивать и экстремальные виды спорта, которыми увлекаются многие туристы, в том числе среди обеспеченных людей. В любом случае, нужно построить 2-3 подъемника, не менее 3-4 трасс для катания, в том числе для начинающих, системы контроля, а также закупить специализированную снегоуплотняющую технику.

Третьим шагов реализация этого бизнес проекта должно стать создание соответствующих туристических компаний, которые будут заниматься привлечением и организацией отдыха клиентов.

Обеспечением перевозки и размещения прибывающих туристов должен заниматься туристический оператор, заключивший, в свою очередь, договоры на продажу туров с туристическими фирмами. Такое разнообразие видов деятельности при создании горнолыжного курорта требует высокого уровня планирования и проработки всех деталей будущего проекта. Здесь, как ни в каком другом виде бизнеса, не обойтись без добротного бизнес-плана.

Общий размер инвестиций в создание горнолыжного курорта может оценить от 250 тысяч до нескольких миллионов долларов. Такие инвестиции могут быть сделаны в случае реальной возможности привлечения порядка от 1000 до 5000 туристов в день, что позволяет окупить вложения в течение трех-четырех лет. Горнолыжные курорты обычно демонстрируют достаточно высокую рентабельность, от 40 до 70 процентов, и только необходимость высоких начальных инвестиций становится тормозом на пути развития подобных бизнес-проектов.

Такое большое разнообразие ландшафтов, как в России, редко встречается в мире, и эта особенность является прекрасной возможностью для развития горнолыжного туризма, для создания трасс всевозможных типов в рамках одной страны. Нельзя сказать, что эта возможность не используется. В России сейчас можно насчитать более 300 оборудованных горнолыжных баз и центров.

Но имеющиеся в распоряжении российских любителей горнолыжного спорта базы довольно сильно различаются между собой. Разнообразие зависит от количества и длины трасс, их крутизны и состояния поверхности, числа и типа подъемников, технического оборудования и обслуживающей инфраструктуры, от которой напрямую зависит качество самих трасс. В инфраструктуру входит вечернее освещение, системы искусственного оснежения, выравнивания и уплотнения снега. Наличие пунктов ремонта снаряжения, медицинской помощи, питания, развлечений повышает общий качественный уровень горнолыжного центра.

А вот большое количество трасс не всегда является признаком высокого класса. Иногда пара естественных, хорошо заснеженных спусков, не оборудованных никакими подъемными механизмами, вызывает больше положительных эмоций у катающихся, чем холмы, изрезанные множеством «лысых», кочковатых или заледеневших трасс. Именно поэтому в России до сих пор функционирует достаточно большое число «полудиких» склонов, имеющих в качестве техники единственный ратрак или вовсе необорудованных. Это могут быть базы почти равнинного характера, пользующиеся популярностью местных жителей (в Европейской части страны) или расположенные в крутых горах Урала или Алтая, для опытных горнолыжников-экстремалов, любителей далеких путешествий за острыми ощущениями. Общее описание горнолыжных баз различного качественного уровня приводится в таблице 1.

Таблица 1
Классификация российских горнолыжных баз по качественным и ценовым признакам



Оценка ценовой категории той или иной базы зависит от укомплектованности базы оборудованием и персоналом, что отражается на итоговых ценах по использованию подъёмников. Цены, в свою очередь, зависят от типа подъемника (кресельные, бугельные и проч.), а также крутизны и длины спуска. Но зачастую цены просто устанавливаются на уровне местных среднерыночных, вне зависимости от соответствия базы выбранной ценовой планке. Организаторы ориентируются на заполняемость трасс, в связи с чем в будние дни катание, как правило, дешевле, чем в выходные и праздники. Более «продвинутые» базы предлагают различные варианты комбинирования оплаты в зависимости от семейного состава и продолжительности катания.

Что касается сервисных опций, то горнолыжные базы среднего уровня всегда предлагают прокат основного снаряжения, услуги инструкторов, медпункта, утепленную раздевалку, парковку, пункты питания. Базы более высокого класса предлагают практически точно такой же комплекс услуг, только к их декларации присоединяется главное - ответственность: то есть охрана действительно охраняет машины на парковке, персонал на трассе консультирует катающихся и помогает в использовании подъемников, а также контролирует их бесперебойную работу. Если база находится в отдалении от населенных пунктов, предлагаются варианты непосредственного размещения на ее территории в небольших отелях или шале.

Наиболее частыми негативными отзывами о работе российских горнолыжных баз является несоответствие цен предоставляемому сервису. Практически для всех горнолыжных баз эконом-класса, а также многих центров среднего уровня нередко характерно завышение своих реальных возможностей - качество инфраструктуры, число действующих трасс и подъемников не соответствуют заявленным, лыжня может оказаться короче и хуже по качеству, оборудование ломается, могут происходить перебои с электроснабжением, что вызывает сложности со считыванием поездок на карточках-скипассах и многое другое. При этом персонал чаще всего не подготовлен к решению создавшихся проблем.

Но, похоже, что терпение российских отдыхающих безгранично. Несмотря на неудовлетворительные условия, большинство горнолыжных баз (особенно в выходные) до отказа набито катающимися, что создает метровые очереди на подъемники и способствует пополнению числа недовольных посетителей. Далеко не все, уверенно освоив лыжи или сноуборд, могут отправиться «фрирайдить» просторы алтайских гор или поехать покататься за рубеж, на французские и швейцарские курорты. Однако количество горнолыжных центров постепенно продолжает расти, а те трассы, потенциал которых используется недостаточно, будут расширяться или на них планируется реконструкция.

Так, к сезону 2012 года должен завершиться первый этап реконструкции базы «Орехов камень», которая расположена близ города Братск, в Иркутской области: там планируется ввести в эксплуатацию канатную дорогу. Вторая очередь реконструкции предполагает строительство трех горнолыжных трасс, биатлонной трассы, катка, стартовых домиков и эстакады.

Также известный горнолыжный центр «Гора Соболиная» около Байкальска (Иркутская область) переживает реконструкцию. Сейчас максимальная посещаемость центра составляет 3 тысячи человек в день, но она достигается лишь в некоторые выходные дни зимнего сезона. Причину слабого заполнения организаторы видят в недостаточной инфраструктуре. Поэтому планируется строительство новых расширенных горнолыжных трасс, смотровой площадки, пикниковых зон, детского центра, коттеджного поселка, гостиничного комплекса (в общем, на 160 мест). В 2012 году планируется создать третью очередь системы искусственного оснежения, для чего будут приобретены от 3 до 6 снеговых пушек, а также начать строительство развлекательного центра. Предполагается, что с 2017 года в зимние сезоны на обновленный курорт, в строительство которого будет вложено более 1,3 млрд. руб. в два этапа, будут приезжать 5 тысяч туристов ежедневно.

Обустраивается и база «Олимпик-Парк» в Уфе. В 2013 году Уфа будет принимать Зимние международные игры. В частности, в «Олимпик-парке» пройдут соревнования по горнолыжному спорту, в частности, альпийский большой слалом и лыжная гонка по специальной трассе. Уже начато строительство нового здания детско-юношеской спортивной школы по горнолыжному спорту площадью около 3 тысяч квадратных метров. Одна из главных целей реконструкции - оборудование новых горнолыжных склонов и расширение имеющихся. Кроме того, новая горнолыжная трасса появится в районе недостроенного 120-метрового трамплина.

До 2016 года разработана программа по развитию комплекса «Шерегеш» (Кемеровская область). В рамках этой программы будут сооружены новые подъемники, откроются гостиницы, пункты общественного питания. Кроме того, на территории горнолыжного курорта планируется строительство новых развлекательных объектов.

Совершенствуется туристическая зона «Бирюзовая Катунь», расположенная на Алтае. Проект предусматривает строительство развлекательного комплекса широкой направленности, в который включено возведение горнолыжного комплекса с подъемниками, лыжными и санными спусками, смотровыми площадками и кафе, а также школы горнолыжного спорта. Общая стоимость проекта «Бирюзовая Катунь» составляет более 15 млрд. рублей. Планировалось, что первых туристов центр примет уже к 2012 году, а в дальнейшем туристический комплекс смогут посещать до 95 тысяч человек.

Что же касается нового строительства, то наиболее масштабные проекты планируются в районах Кавказа. В прессе широко обсуждаются грандиозные планы строительства целого ряда горнолыжных комплексов международного класса в южных республиках Кабардино-Балкарии, Адыгее, Дагестане, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Ингушетии и Чечне. Все эти новые центры войдут в туристический кластер, развитием которого заведует специально созданная компания ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК). Стоимость создания пяти первых курортов оценивается в 451,44 млрд. руб. (около 15 млрд. долл.), из которых 60 млрд. руб. выделяет бюджет РФ на создание инфраструктуры и инженерных сетей. Строительством займется холдинг Rizzani de Eccher из Италии.

Правда, инициаторы строительства столкнулись с противостоянием российских экологов, которые призывают Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО напомнить российским властям, что территории, выбранные под строительство горнолыжных курортов, относятся к категории особо охраняемых природных территорий. В частности, активисты утверждают, что если Россия не откажется от планов строительства горнолыжного курорта на плато Лагонаки, то в 2013 году Комитет Всемирного наследия направит в Россию специальную комиссию для проверки. В свою очередь, представители «Курортов Северного Кавказа» заявляют, что строительство идет с согласованием всех уполномоченных организаций.

Таблица 2
Перечень строящихся и проектируемых горнолыжных комплексов и курортов в России, по регионам





Источник. Мониторинг ABARUS Market Research.

К настоящему времени КСК подписала соглашений с инвесторами на общую сумму более чем 18 млрд. долл.: среди крупных инвесторов, в частности, французский банк Caisse des Depots et Consignations и «Нафта Москва», но очередь из инвесторов, желающих поучаствовать в этом масштабном проекте, продолжает расти. Так, в июне 2012 г. китайские конгломераты China Oceanwide Holdings Group и Dalian Wanda Group подтвердили свои планы инвестировать в развитие северокавказских курортов около 3 млрд. долл.
В России есть и менее помпезные проекты. Строительство новых горнолыжных курортов планируется в самых разных частях страны. Информация о наиболее известных проектах приведена в таблице 2.

Направленного на развитие республик Северного Кавказа. В истории его создания нашли отражение основные принципы организации строительства и функционирования новейших туристических объектов: планирование на всех этапах и использование только новейших технологий, в том числе и в области инженерной защиты.

Введение

Природные условия

По своим климатическим характеристикам Архыз превосходит большинство зарубежных и отечественных горных курортов: здесь не бывает изнуряющей жары и жгучих морозов - среднегодовая температура равна +5° С, средняя температура июля - +15 ° С, января - +5,5° С. Для сравнения: на курорте Красная Поляна среднегодовая температура воздуха вдвое выше за счет более жаркого, до + 35 °С, лета, хотя зимой нередки морозы до – 10° С. Зима в долинах Архыза длится около четырех месяцев, начинаясь, как на большинстве знаменитых альпийских курортов, во второй половине ноября и заканчиваясь в марте. Осень и весна - короткие, красочные, большей частью сухие, с небольшими периодами дождей в начале мая и ноября. Лето же продолжительное и очень солнечное.

Архыз - горный район Карачаево-Черкесской Республики общей площадью около 40 тыс. га, относится к северным склонам Главного Кавказского хребта. Долина Архыз расположена на высоте между 1440 м и 3790 м над уровнем моря. Высшие точки - горы Пшиш и София. На территории долины находится 60 ледников, более 70 горных озер и 12 водопадов. Главной водной артерией является река Большой Зеленчук протяженностью около 170 км.

Благодаря этим климатическим особенностям, а также значительной протяженности светового дня (с 6 утра до 19 вечера) и уникальной природе Архыз был признан инвестиционно привлекательной площадкой для создания курорта международного класса для комфортного семейного отдыха. Позиционирование будущего курорта как семейного, то есть предназначенного для горнолыжников любого уровня профессионализма и для обучения новичков, стало определяющим при выборе будущей строительной площадки: это широкие, с мягкими склонами и плавными перепадами высот долины горных рек Архыз и Пхия (Зеленчукский район). Заметим, что курортов для начинающих горнолыжников в России три - это Приэльбрусье, «Солнечная долина» на Южном Урале и «Роза Хутор» в Красной Поляне.

Горнолыжный кластер

В 2010 году после создания госкорпорации «Курорты Северного Кавказа» (КСК) территория Архызского ущелья была включена в Северо-Кавказский туристический кластер, а после оценки работ, осуществлявшихся на основе принципов частно-государственного партнерства (в 2009-м началось строительство поселка Романтик), стала его пилотной площадкой. Согласно проекту, к 2025 году в регионе будет создано семь особых экономических зон и построено семь новых горнолыжных курортов мирового класса: Лагонаки (Краснодарский край и Республика Адыгея), Архыз (Карачаево-Черкесия), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкария), Мамисон (Северная Осетия, Алания), Матлас (Дагестан), Цори и Армхи (Ингушетия), а также пляжные курорты на побережье Каспийского моря (Дагестан).

Кавказ и сейчас является популярным туристическим направлением - склоны Эльбруса и Домбая пользуются заслуженной любовью на протяжении десятилетий. Однако новый проект радикально изменит масштаб и качество отдыха на горнолыжных курортах России: любители горных лыж, число которых оценивается в 5–10 миллионов человек в год, смогут выбирать место отдыха из тысяч километров отлично оборудованных трасс с 250 подъемниками и пользоваться услугами гостиничного кластера на 167 тысяч мест. Для сравнения: ежегодно более 400 горнолыжных курортов, расположенных по французских Альпах (6 тыс. км оборудованных склонов и свыше 4 тысяч фуникулеров и подъемников), принимают порядка 15 миллионов человек, из них около 50 тысяч - россияне.

Первый этап создания курорта Архыз потребовал решения значительного числа проблем, связанных с неосвоенностью территории. В 2008 году группа «Синара», инвестор и оператор проекта, подписала с правительством Карачаево-Черкесской Республики соглашение о распределении инвестиций, согласно которому правительство взяло на себя обязательства по строительству подводящей магистральной инфраструктуры - прокладке дорог, подведению электро-, газо- и водоснабжения, строительству очистных сооружений. Группа «Синара» в рамках проекта вела строительство собственно рекреационной инфраструктуры. Тендер на разработку генплана по комплексному развитию горнолыжного комплекса с обслуживающей системой выиграл французский консорциум Gorimpex Sarl, Dianeige, BDO MG Hоtels & Tourisme (им же принадлежит реализованный проект курорта Красная Поляна под Сочи).


Чтобы увеличить, кликните на изображении

Проект курорта

В соответствии с генпланом современный всесезонный туристско-рекреационный центр (ВТРЦ), позволяющий сочетать зимние и летние виды туризма с комфортабельным отдыхом, будет включать четыре туристических поселка на 30 тысяч мест размещения. Три поселка расположатся в долине реки Архыз - это уже функционирующий «Романтик, «Лунная Долина» и Дукка; еще один поселок - Пхия - появится в долине одноименной реки.

Туристические деревни планируется связать между собой единой системой горнолыжных склонов и канатных дорог, что позволит отдыхающим свободно перемещаться между поселениями и спортивными тематическими пространствами - трассами, катками, трамплинами, лыжным стадионом, зонами для сноуборда, фристайла и фрирайда, трассами для рафтинга. В основе проектирования деревень заложен принцип ski in - ski out («катание от дверей»), обеспечивающий максимально комфортный активный отдых: на лыжах можно будет подъехать к большинству объектов туристической инфраструктуры.

На курорте предполагается создать 264 горнолыжные трассы различной сложности с 69 подъемниками и общей пропускной способностью 140 тысяч человек в час

Общая протяженность проектируемых трасс курорта Архыз составит около 1100 км, что более чем в два раза превосходит длину трасс французских «Трех долин» (знаменитых горнолыжных курортов Куршавель, Вальтаранс и Мерибель). Предполагается, что после выхода курорта на проектную мощность туристический поток на Архыз превысит 500 тысяч человек в год - это примерно вдвое больше, чем число гостей, посетивших в нынешнем олимпийском году курорты Красной Поляны.

Первая очередь ВТРЦ «Архыз», поселок «Романтик», принимает отдыхающих с 2013 года. Курорт разместился на участке площадью 20 га в долине между горными хребтами Абишира-Ахуба и Габулу, на левом берегу реки Архыз. Проект курортного поселка разрабатывался с природоохранных позиций, и это позволило максимально сберечь естественные ландшафты и уникальную природу ущелья при создании инфраструктуры и строительстве выдержанного в едином стиле комплекса зданий - административного центра, ресторана и гостиниц (отели «Романтик-1» 4* и «Романтик-2» 3*, общий жилой фонд - 105 номеров).

На курорте созданы четыре горнолыжные трассы общей протяженностью 7,3 км с необходимой технической и сервисной базой: две простейшего уровня сложности («зеленые»), одна простая («синяя») и одна трасса среднего уровня сложности («красная»), получившая в 2013 году сертификат международной Федерации лыжного спорта (FIS), что позволяет проводить на ней международные соревнования по горнолыжному спорту.

Зимой 2013/14 «Архыз-1650» посетили 35 тысяч туристов, было реализовано 98 тысяч абонементов на подъемник - ски-пассов. Для сравнения: самый большой отечественный горнолыжный курорт «Роза Хутор» с девятью подъемниками и 72 км трасс олимпийской зимой 2013/14 принял более 100 тысяч гостей, а годом ранее - 73 тысячи.

После завершения зимнего сезона 2013/14 на территории курорта «Архыз» начала действовать программа летнего отдыха - Архыз Park. В дополнение к гостиницам был открыт оборудованный для комфортного проживания палаточный городок на 200 мест, были организовано катание на лошадях и джипах, пешие прогулки в сопровождении опытных гидов, автобусные экскурсии к местным природным и культурным достопримечательностям - древним аланским храмам. Для туристов был создан горный веревочный парк, несколько бассейнов под открытым небом, летний кинотеатр, а также пейнтбольный и волейбольный клубы. В экскурсионном режиме действовали обе канатные дороги, доставлявшие туристов на панорамную смотровую площадка на высоте 2200 метров. Всего за летний сезон курорт принял более 40 тысяч гостей.

Инфраструктура первой очереди всесезонного рекреационного центра «Архыз» ежегодно расширяется: нынешней зимой появятся трассы для тюбинга, заработает новая кресельная канатная дорога; летом началось строительство трасс и подъемников на северном, более снежном склоне долины, что позволит увеличить зону катания до 14,5 км. А в ближайшем будущем к перечисленным выше объектам добавятся еще шесть гостиниц, СПА-центр, ресторанный комплекс.

Природные риски и инженерные решения

Территория Карачаево-Черкесии подвержена воздействию широкого спектра опасных природных явлений, имеющих циклический характер: это подтопления паводкового и ливневого характера, сели и оползни, .

Район курорта «Архыз» не является исключением – в верховьях реки Архыз ежегодно прогнозируется сход селей, весной часто бывают мощные паводки, а для южного склона хребта Абишира-Ахуба и склонов долин всех притоков реки Птыш, где планируется постройка новых туристических поселков курорта «Архыз», характерна высокая лавинная активность

Другую проблему представляют собой сложные, насыщенные водой глинистые грунты долины реки Архыз. Подобные грунты подвижны, к тому же они сильно и неравномерно меняют свои объемы при замерзании/оттаивании, что может привести к неравномерной осадке фундаментов зданий и сооружений и их разрушению.

Описанные риски, а также необходимость минимизировать антропогенное воздействие на природные ландшафты, потребовали применения широкого спектра решений инженерной защиты. На этапе строительства подводящей магистральной инфраструктуры применялись как традиционные технологии - укрепление песчано-гравийной смесью слабых грунтов при прокладке ведущей в курорт дороги Архыз-Дукка и использование для ее покрытия особо прочных марок асфальта, а также возведение 2-километровой защитной дамбы при прокладке газопровода Зеленчук-Архыз-Дукка, - так и более современные инженерные решения.

В частности, интересное инженерное решение было применено при прокладке высоковольтной линии электропередач Зеленчукская-Лунная Поляна в районе станицы Нижняя Ермоловка: провода были смонтированы на растяжках, закрепленных на разных сторонах ущелья.

В результате был сохранен заповедный лес, а врезающиеся на глубину полтора метра тросы надежно укрепили склоны

Специфика горнолыжного курорта также обусловила особое внимание к некоторым видам рисков.

Во-первых, это риски, возникающие во время использования подъемников. Для обеспечения безопасности для компенсации подвижности водонасыщенных грунтов были использованы свайные фундаменты для всех опор и сооружений. А для установки нижней станции канатной дороги гондольного типа специалистами группы «Горимпекс» была разработана новая технология, позволившая в течение светового дня подготовить свайный бетонный фундамент сооружения и водрузить на него полностью собранную 70-тонную конструкцию. Заливка бетоном фундамента верхней станции из-за сложностей с прокладкой дорог по вышеназванным грунтам была осуществлена с вертолета.

Во-вторых, это риски, возникающие во время катания. Безопасность зависит, в частности, от высоты снежного покрова, которая должна составлять не менее 1,5 метров. Однако из-за потепления климата высота снежного покрова в долине Архыза гораздо меньше - 5–26 см. Поэтому в прошлом сезоне в рамках тестовой эксплуатации были использованы четыре мобильные системы искусственного снегообразования, которые обеспечивали необходимым количеством снега «синюю» трассу и подножие склона у подъемника. А нынешним летом начался монтаж 93 стационарных снегогенерирующих конструкций фирмы Demaclenko. Их работа позволит начать эксплуатацию склонов даже при относительно высоких дневных температурах и продлит зимний сезон 2014/15 по крайней мере на месяц.

На нынешнем этапе развития курорта большое значение придается . По словам Ю. Б. Старкова, генерального директора ООО «Архыз-1650», устойчивый снежный покров в поселке Архыз (1500 м) формируется к середине декабря и сходит к середине марта. На горных склонах курорта этот период растягивается с октября по май, в зависимости от экспозиции и высотных отметок. Средняя высота снежного покрова в течение зимнего сезона увеличивается с подъемом: от 70–80 см для 1500–2000 м и до 200 см для высот 2500–3000 метров. Хотя эти данные сильно варьируются в зависимости от типа зим по снежности, наибольшей лавинной опасности подвержена территория комплекса, расположенная выше отметок 2200 м.

Так как к настоящему времени строительство канатных дорог курорта достигло данной высоты, созданию карт природных рисков территории комплекса уделено особое внимание. Эту работу выполняют опытные европейские эксперты, участники проектов противолавинной защиты горнолыжных курортов в олимпийском Сочи. На основе их заключений и будут определены основные направления защиты осваиваемых территорий. На настоящий момент для защиты систем искусственного оснежения и освещения трасс на южном склоне хребта Абишира-Ахуба выполняется установка снегоудерживающих сооружений на высотных отметках 2250–2490 м над уровнем моря.

Перспективы

Строительство всесезонного горного курорта Архыз еще далеко от завершения, однако уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что его реализация проходит успешно. Полученный за время подготовки к Олимпиаде в Сочи опыт, затрагивающий все этапы создания современного горнолыжного курорта - от грамотного размещения инвестиций и проектирования до применения новейших технологий прокладки коммуникаций, возведения зданий и сооружений рекреационной инфраструктуры в условиях природных рисков, - позволяет участникам проекта «Архыз» действовать динамично и эффективно. Благодаря этому нынешний «Архыз-1650» является привлекательным местом отдыха и одновременно уникальной строительной площадкой нового типа.

Оба эти обстоятельства оказывают благотворное влияние на инвестиционный климат и рынок труда Карачаево-Черкесии - строительные и обслуживающие работы осуществляют зарегистрированные в республике подрядные организации, а на самом курорте работают исключительно местные жители. В настоящее время с целью увеличения турпотока на горнолыжный курорт рассматриваются проекты создания аэропорта в станице Зеленчукская и прокладки современной автомобильной трассы Черкесск-Адлер. Каждый из этих проектов может оказать значительное стимулирующее воздействие на экономику Карачаево-Черкесской Республики в целом. С этой точки зрения можно сказать, что первоначальная цель осуществления проекта «Всесезонный туристско-рекреационный центр «Архыз», а именно превращение дотационного региона России в самодостаточный и устойчиво развивающийся, является вполне достижимой, а выход курорта на полную мощность станет важной вехой на пути улучшения экономической ситуации как в Карачаево-Черкесии, так и на всем Северном Кавказе.