Отдыхаем в Италии
Поиск по сайту

Знакомимся с архитектурными чудесами дубая. Архитектура Дубая

В этом альбоме я хотел рассказать вам про хорошую современную архитектуру в Эмиратах.

Казалось бы, денег никто не жалеет, каждый год появляются сотни новых небоскребов, к проектированию и строительству привлекаются лучшие мировые архитектурные и строительные компании, в Эмиратах должен быть просто заповедник хорошей современной архитектуры. На самом деле это не так.

За деньги вкус не купишь, поэтому арабы продолжают застраивать пустыню нелепыми коробками из компьютерных игр. Найти по-настоящему интересные, красивые и современные здания у меня так и не получилось, поэтому альбом получился очень маленьким.

Лучшее, что мне удалось увидеть - это 160-ти метровая башня Capital Gate в Абу-Даби. Разработчики ADNEC и архитекторы проекта RMJM подали совместную заявку в Книгу Рекордов Гиннеса на признание небоскрёба самым наклонным зданием в мире. 35-этажное здание будет отклоняться от своей оси на 18 градусов, почти в 4 раза больше, чем известная Падающая башня в Пизе (Пизанская башня), которая на данный момент отклоняется на 3.97 градуса.

Очень интересное здание O-14, к сожалению, не успел до него доехать. Башня O-14 расположена на берегу залива Бизнес-бэй, на противоположном берегу которого возвышается «Бурж Халифа». 21-этажное офисное здание выделяется среди окружения своим «дырчатым» фасадом: в его бетонном внешнем слое толщиной 40 см проделано около 1000 округлых проемов разного диаметра. Они расположены таким образом, чтобы способствовать естественной вентиляции и освещению здания, не допуская при этом перегрева. Внутри бетонного фасада заключен второй, стеклянный: метровый зазор между ними создает «эффект дымохода», обеспечивающий естественное охлаждение здания.

Довольно неплохо смотрится знаменитый Бурж аль-Араб, один из самых роскошных отелей в мире. Здание стоит в море на расстоянии 280 метров от берега на искусственном острове, соединённом с землёй при помощи моста. Имея высоту 321 метр, был самым высоким отелем в мире, но затем, тоже в Дубае, появился отель Башня Розы высотой 333 метра, который открылся в апреле 2008 года.

Строительство отеля началось в 1994 году, для посетителей он открылся 1 декабря 1999 года. Отель был построен в виде паруса доу, арабского судна. Ближе к верху находится вертолётная площадка, а с другой стороны - ресторан «Аль-Мунтаха» (араб. ‎‎ Высочайший), оба поддерживаются консольными балками. Для роскошного отеля архитектура очень смелая. Но внутри все как надо - цыганское барокко. Архитектор - Atkins Middle East.

Норман Фостер строит город в Абу-Даби, Рем Колхас — в Рас-эль-Хайме. Дубай готовится встречать . Архитектурный проект «Сердце Шарджи» обещает в 2025 году стать крупнейшим на Ближнем Востоке подобного рода. Этим глобальным переменам и посвящен путеводитель по ОАЭ от Хедрика Бойла и Яна Димонга.

Под золотой обложкой авторы предлагают подробнейший рассказ о знаковых постройках и новом поколении архитектуры Ближнего Востока вместе с интервью и историями архитекторов, в числе которых Хани Рашид, Жан Нувель, Джон Харрис, Артур Эриксон. Их роль в развитии страны путеводитель показывает вместе с историческими справками и разговорами о культуре Ближнего Востока. Мы изучили издание и выбрали ключевые фрагменты, которые составляют архитектурный образ Эмиратов сегодня.

Настоящее и прошлое Эмиратов: знаковые небоскребы, построенные с 1979 по 2010 годы, и археологический центр Млейха в Шардже с захоронениями периода Умм ан-Нар (3 век до н.э.). Фото предоставлено авторами книги


Абу-Даби

Крупнейший эмират Абу-Даби последовательно развивается согласно трем градостроительным планам. Первый из них относится к 1966 году, когда шейх Заед доверил строительство столицы британскому архитектору Джону Эллиоту. Второй — 1988 года, сфокусирован на создании искусственных островов. Третий, реализуемый UPC (Urban Planning Council) с 2007 по 2030 годы, ставит во главу угла устойчивое развитие. В этом богатейшем эмирате, в отличие от Дубая, никогда не наблюдалось стремление к высотной застройке, поэтому и сегодня, прогуливаясь по Sheikh Zayed The 1st Street, можно наблюдать «низкорослые фасады» в стиле японского метаболизма, отражающие тенденции 1970-х и начала 1980-х гг.

Фасад Al Ibrahimi Building, Farouk El Gohary, 1980-e гг. Фото предоставлено авторами книги

Не менее впечатляют приземистые постройки 2000-х, как Viceroy Hotel со светящейся сетчатой оболочкой («grid-shell») на острове Яс (арх. Asymtote Architecture, световые сценарии — Arup), или дебютант этого года, долгожданный музейный проект — . Его кружевной купол создан под влиянием традиционной арабской машрабии, а остров Саадият — новый культурный кластер, на котором находится музей, — под чутким руководством американской компании Gensler.

Город Масдар

Набережная Корниш, Masdar City. Арх. Marcus Jatsch Partners, ландшафтный дизайн — Martha Schwartz Partners

Один из знаковых проектов в области «зеленого» строительства и следующий этап развития Абу-Даби — Masdar City, первый город, функционирующий от солнечной энергии. Его концепция разработана Foster+Partners. Центральная площадь представляет собой фантастический сад — Oasis of the Future (дизайн — LAVA), где «кроны» защищают от прямых солнечных лучей и уменьшают выбросы CO2. У города будет выход к знаменитой набережной Корниш, окончание реконструкции которой, как и самого проекта, запланировано на 2025 год.


Дубай

Иначе показывает свое экономическое процветание и геополитическую мощь Дубай — его высотное городское строительство, как всегда, беспрецедентно по размаху и грандиозности. «Что хорошо для бизнеса, то хорошо для Дубая», — именно таким девизом руководствовался эмир Рашид ибн Саид Аль Мактум, пригласивший в конце 1950-х британского архитектора Джона Р. Харриса создать градостроительный план Дубая на месте почти голой пустыни. Их сотрудничество, встреча разных менталитетов — ДНК города.


Самое высокое здание в мире — башня Бурджанадзе-Халифа SOM

Харрис возвел в 1979 году его первую архитектурную доминанту и символ — World Trade Centre. На его фасаде впервые в строительной практике эмирата виртуозно использованы мотивы традиционной исламской архитектуры, в данном случае, мукарны — элемент, напоминающий медовые соты.

Потом прием был повторен другим британцем Брайаном Джонсоном (арх. GAJ, Godwin Austen Johnson), чей знаковый Dubai Creek Golf Club, запечатленный на дирхамах, напоминает традиционную парусную лодку дау. Архитектурная эволюция эмирата захватывает период от первых значительных построек до грядущих проектов ЭКСПО-2020, технологического кластера Dubai Pearl и отдельных «жемчужин», таких как высотный рекордсмен — 828-метровый Бурдж Халифа (арх. SOM).

Dubai Pearl

Dubai Pearl SAA Schweger Architekten

Один из самых грандиозных проектов за всю историю ОАЭ — кластер Dubai Pearl возводится напротив острова Palm Jumeirah на площади 1,4 млн кв. м (!). Гамбургское бюро SAA Schweger Architekten и Arup создали настоящий «город в городе», претендующий на получение сертификата LEED Gold. Комплекс с непривычно обширной зеленой территорией для ОАЭ (пропорция зданий и парков здесь — 50/50) в свободной экономической зоне TECOM (Dubai Technologyand Media Free Zone) будет завершен в 2019 году.


Шарджа

Архитектура эмиратов — индикатор, показывающий в каких из них больше нефти. В Шардже, Аджмане, Умм-эль-Хайме и Фуджейре меньше, чем в Абу-Даби и Дубае, поэтому и архитектура здесь скромнее. Тем не менее Шарджа — третий по величине эмират, является культурной столицей ОАЭ с пятитысячной историй, двумя десятками музеев, галереями и институтами искусств. В 1998 году ЮНЕСКО провозгласил Шарджу культурной столицей арабского мира, а в 2014 году она стала столицей Исламской культуры.




Проект поэтапной реконструкции Старого города в «Сердце Шарджи» Shurooq

Архитектурное наследие сохраняют в рамках проекта реконструкции исторической части города — «Сердце Шарджи». Его разработкой занималось авторитетное в ОАЭ британское бюро GAJ. В ядре — традиционная арабская архитектура c плотной малоэтажной застройкой c характерными ветряными башнями (малкаф). В этом лабиринте улиц разместятся отели, торговые площади и арт-пространства.

Рас-эль-Хайма. RAK Gateway

Ras Al Khaimah Gateway Snøhetta

Еще один проект в пустыне, который нередко сравнивают с проектом Масдар в Абу-Даби — Ras Al Khaimah Gateway (арх. Snøhetta). Норвежцам предложили в 150 км от Дубая создать лендмарк для эмирата, который активно развивает туристическое направление. Сравнение не случайно, так как «ворота» в Рас-эль-Хайму — комплекс зданий с отелем, торговыми и выставочными площадями, занимающими 270 000 кв. м, обещает быть не менее впечатляющим, чем Масдар. Специально для проекта на знаменитой мануфактуре RAK Ceramics создали эффектные мерцающие облицовочные панели белого цвета, а мастер план «города в пустыне» разработали архитекторы OMA во главе с Ремом Колхасом.

Сколько же уже в Дубае, ОАЭ, всего архитектурно удивительного? Но, кажется, до предела ещё очень и очень далеко. Так компания Dubai Holding объявила о своих планах по созданию по-настоящему огромного торгово-развлекательного комплекса площадью около 4,5 квадратных километров!

Всемирная выставка Expo 2015 пройдёт в Милане, Италия. Что же архитектурно интересного можно будет на ней увидеть? А вот, например, павильон ОАЭ, который спроектировали специалисты из архитектурной компании Foster + Partners. Архитекторы обещают погрузить посетителей данного павильона в атмосферу древних городов, построенных в пустыне.

В 2015 году в Абу-Даби, ОАЭ, появится свой собственный Лувр. Комплекс зданий на воде будет пронизан тонкой эстетикой света и тени, создающих необычайно живое пространство для шедевров мирового искусства. Музей-спутник знаменитого парижского был спроектирован специалистами из архитектурной компании Ateliers Jean Nouvel.

Одним из самых привлекательных с точки зрения развлечений и культуры мест в городе Шарджа, ОАЭ, является комплекс Аль-Касба (Al Qasba). В двух четырёхэтажных зданиях расположены галереи, магазины, рестораны, бизнес-центры. Здесь же находится театр «Masrah Al Qasba». Оформлением его интерьера занимались архитекторы из компании magma architecture.

Дубай, ОАЭ, уверенно тянется высотными зданиями к небу. Одним из интересных проектов, который занял своё законное место под палящим солнцем пустыни, стала изящная офисная башня «O-14». Спроектированное архитекторами из компании Reiser + Umemoto здание ещё раз доказало, что человеческий разум способен на многое.

Картинка — фон в HTML

АРХИТЕКТУРА АБУ-ДАБИ. МЕЧЕТЬ ШЕЙХА ЗАЙЕДА

В архитектуре Абу-Даби много современных, дорогостоящих, высокотехнологичных зданий, но в строении своей главной святыни - мечети Шейха Зайеда, Арабские Эмираты превзошли самих себя.

Основатель ОАЭ Шейх Зайед, желая увековечить достижения своего народа, показать миру уникальность своей страны и культуры, был инициатором строительства Большой Мечети. Масштабный проект был задуман шейхом в конце 1980-х, но слишком много времени ушло на подготовительные работы и согласование различных разногласий.

Шейх Зайед хотел создать некую структуру, конструкцию, устройство, которое смогло бы объединить культурное разнообразие исламского мира, исторические и современные ценности архитектуры и искусства.

Представление шейха Зайеда о мечети, как о монументальном архитектурном шедевре, предполагало, что здание будет иметь историческое значение для всего региона Персидского залива, поэтому основной заинтересованной стороной и главным инвестором выступало правительство в лице шейха.

После продолжительного конкурса на лучший проект мечети, в период с момента возникновения идеи и до 1989-1996 годов, был назначен победитель, которым стал известный в регионе сирийский архитектор Юсеф Абделку (ARCHITECT: YUSEF ABDELKI, HALCROW), В 1990 году началось строительство комплекса, основным управляющим которого стала компания известная в ОАЭ британская компания Halcrow.
Мечеть, расположенную между мостами Муссафах и Макта хорошо видно при въезде в столицу Арабских Эмиратов, словно восточная сказка вырастает она из знойных песков пустыни Руб-аль Хали. Строительство мечети было окончательно завершено в 2009 году, хотя официальное открытие состоялось в священный месяц Рамадан 2007 года. Спустя год, Министерство страны по культуре и туризму объявило, что вход в мечеть будет открыт не только мусульманам, но и представителям других конфессий.


В архитектуре мечети заметно влияние персидской, мавританской и индийской архитектуры периода Великих Моголов. Непосредственное влияние на архитектуру мечети оказали мечеть Бадшахи в Лахоре (Пакистан) и Мечеть Хасана II в Касабланке (Марокко).

Внешний вид купола и план мечети созданы под впечатлением от Бадшахи и пронизаны духом персидского, Могольского и мавританского дизайна. Арки мечети выполнены в типично мавританском стиле, а минареты в классическом арабском.

Белый цвет основной в архитектуре мечети, и он не случаен, так как является символом чистоты, отражает уникальность и красоту исламской архитектуры.
Мечеть Шейха Зайеда входит в десятку самых больших мечетей в мире и является самой крупной мечетью Арабских Эмиратов, она занимает площадь 22 тыс. кв. метров.
Мечеть насчитывает 82 разных по размеру купола в традиционном марроканском стиле, покрытых мозаикой белого мрамора. Основной купол Гранд Маск, является крупнейшим в своем роде, согласно статистике Турецкого исследовательского центра исламской истории и культуры.

Стройные минареты по четырем сторонам мечети, при создании которых использовался мрамор с каменоломен Македонии, близ древнего города Стибера. вырастают из мощного портала. Из этого же мрамора создавались римские копии греческих скульптур и реконструировался дворец Диоклетиана в хорватском Сплите.

Внутренний двор мечети, все пространство которого покрыто мраморным узором, является крупнейшим в мире по своему размеру и красивейшим по уникальности мозаичных и инкрустационных работ.

Джонатан Спейрс, архитектор, создавший уникальную систему освещения мечети, основанную на исламском религиозном календаре лунного цикла, где луна стала источником вдохновения и объединяющим элементом дизайна, сказал:
«… Мы хотели показать, что как Луна влияет на приливы и отливы точно так же, она влияет и на здание мечети. Идея состояла в том, чтобы создать освещение, при котором здание, будет гореть сверкающим белым светом, как при полной луне, но с эффектом облаков медленно плывущих в сторону Мекки… «.

Поэтика мечети базируется на образе полной луны, по лицу которой плывут голубовато- серые облака. Система освещения изменяет внешний вид здания в соответствии изменениями лунного цикла, медленно обтекая минареты и купола. Изменение цвета мечети происходит постепенно, нарастая каждые две ночи, пока купающаяся в холодном белом свете луна не становится однажды вечером глубочайшим таинственным и величественным синим.

Ковер: Пол основного зала для молитв покрыт крупнейшим в мире персидским ковром ручной работы по проекту иранского художника Али Кхалиджи.
Ковер соткан в Иране и над его изготовлением трудилось 1200 ремесленников в течение 2 лет. В работе было использовано 35 тонн шерсти и 12 тонн хлопка.

Люстры: С куполов почти до самого пола, свисают семь огромных люстр, доставленных из Германии, Австрии и стекольных заводов Италии. Диаметр самой большой из них люстры 10 м, а вес приблизительно 9 тонн, она подвешена к основному куполу мечети и считается крупнейшей в мире.

Материалы: Разнообразие цвета и качества мрамора, самоцветов и других натуральных строительных материалов достигалось доставкой из различных стран: Италии, Германии, Марокко, Пакистана, Индии, Турции, Малайзии, Ирана, Китая, Великобритании, Новой Зеландии, Греции и ОАЭ.

Предметы искусства: В мечети располагается богатейшая библиотека, где хранится собрание книг и публикаций по целому ряду исламских дисциплин: наукам, искусству,
цивилизации, каллиграфии, собрание монет и некоторых редких изданий, возраст которых более чем 200 лет. Эта литература отражает разнообразие исламского мира, так же коллекция включает материал на других языках, включая арабский, английский, французский, итальянский, испанский, немецкий и корейский языки.

Шейх Зайед погребен на территории мечети, в отдельном небольшом мавзолее.
Условия посещения: Посетители должны быть в скромной, не облегающей одежде с длинным рукавом, в длинных юбках и брюках, женщинам необходимо иметь платок для покрытия головы (предоставляется на входе). Обувь необходимо снимать перед входом.

Посетителей простят находиться только в разрешенных для посещения местах мечети, не прикасаться к Корану и другим архитектурным элементам внутри молельного зала, запрещено курение и принятие пищи.
Стоимость посещения: бесплатно
График работы (туристические посещения):
Суббота-четверг: 09:00-11:30, 13:30-15:30, 16:30-18:00, 18:45-19:30, 20:30-21:45
В пятницу мечеть закрыта для посещения туристами.
Пятница: 16:30-18:00, 18:45-19:30, 20:30-21:45
Сайт мечети Зайеда: http://www.szgmc.ae/

Архитектура Контемпорари